ОксЮморон, оксИморон — (греч. «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Это оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.
Например: звонкая тишина, оригинальная копия, сухое вино, название праздника — «Старый Новый год».
Эти и подобные словосочетания являются оксЮморонами. ОксИморон имеет большое значение в литературе.
Дело в том, что он усиливает восприятие текста, а значит, вызывает интерес к чтению. ОксЮмороны помогают «оживить» сюжет текста, наполнить его глубокими чувствами, эмоциями и яркими эпичными моментами.
Оксюморон часто встречается в поэзии.
Примеры.
«И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой». (А.С.Пушкин)
«Беспокойная ласковость взгляда,
И поддельная краска ланит,
И УБОГАЯ РОСКОШЬ наряда —
Всё не в пользу её говорит». (Н.А.Некрасов)
«Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной». (А.Ахматова).
Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений, («Мёртвые души», «Барышня-крестьянка»,"Горячий снег", «Конец Вечности»);
фильмов («Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Взрослые дети», «Маленький гигант большого секса», «Назад в будущее»);
музыкальных групп (Led Zeppelin — «свинцовый дирижабль», Blind Guardian — «слепой страж»).
Большую роль играет оксЮморон в рекламе.
Благодаря оксюморонам у клиентов возрастает желание купить тот или иной товар, а также воспользоваться самыми разнообразными услугами. Также важной характеристикой для использования оксюморонов в рекламе является их запоминаемость.