Сэр Лоуренс Альма-Тадема британский художник. Один из самых известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи, представитель академизма, мастер исторической живописи.
Жизнь Лоуренса Альмы-Тадема началась в далёком 1836 году и закончилась в 1912 году. Родился художник в эпоху романтизма, и за свою жизнь успел увидеть примерно тоже, что и Вильям Бугро (в целом, они современники): становление и кризисы сентиментализма, романтизма и реализма, прерафаэлитов (со многими был знаком), предпосылки и последующее становление эпохи модернизма, авангардные направления, кризис академизма, закат викторианской живописи. И также же застал изобретение фотографии, «Синематограф» братьев Люмьер, создание кино и мн. др.
Умер он в годовщину победы над Наполеоном. Российская империя отметила столетие победы в Отечественной войне 1812 года, строительством Бородинского моста в Москве (архитектора Романа Ивановича Клейна).
Родился в городе Дронрейп (Нидерланды). Художественное образование Тадема получил в Королевской академии в Антверпене (Бельгия). До академии самостоятельно совершенствоваться в рисовании, основным руководством ему служил трактат Леонардо да Винчи, посвящённый начинающим художникам. После академии углубился в занятия историей и архитектурой древних народов под руководством профессора Людвика Яна де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма. Так потихоньку формируется направление исторической живописи, выбранной художником за основную линию творчества.
Путешествия в Грецию, Италию вдохновили его на изучение античного мира, воссоздания с исторической точностью деталей прошлых времен.
В Риме он общался с Генрихом Семирадским, которого часто сравнивают с Тадемой и по схожему творческому взгляду, и по совпадениям в биографии. Альма-Тадема принимал участие в работе Парижского салона.
Ещё при жизни ему удалось стать высокооплачиваемым и известным художником викторианской эпохи.
Также Сэр Лоуренс Альма-Тадема получил титулы и награды: Действительный член Амстердамской академии изящных искусств (1862), Королевской академии Мюнхена (1871), Королевской Академии Берлина (1874), Общества акварелистов (1881), Римской академии живописи св. Луки (1907). Почётный член академий живописи Мадрида, Вены, Стокгольма и Неаполя, Королевской Шотландской Академии. Член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (1881); Золотая медаль Салона (Париж, 1864), медаль второго класса Всемирной выставки в Париже (1867), золотая медаль (Берлин, 1872), Большая Золотая медаль (Берлин, 1874); золотые медали первого класса всемирных выставок в Париже 1889 и 1900 годов. Орден Леопольда (Бельгия, 1866), Орден Нидерландского льва (1868), Орден св. Михаила I степени (Бавария, 1869), кавалер ордена Почётного легиона (1873), Орден Прусской короны III степени (1877). Иностранный член Ордена Заслуг (Великобритания, 1881), кавалер ордена Заслуг (1904).
Немалое влияние оказало на творчество художника движение прерафаэлитов. Тадема был знаком с некоторыми представителями движения. Был вхож в круг прерафаэлитов. Более того кое-что из их живописных техник стал использовать и в своем творчестве.
Но всему этому успеху суждено было разбиться о новые тенденции в искусстве.
Первое такое направление — импрессионизм, который стал развиваться в Англии во время переселения многих деятелей искусств из-за франко-прусской войны. Затем произошел подъем постимпрессионизма, фовизма, кубизма и футуризма, которые Тадема искренне не одобрял. Как писал его ученик художник Джон Коллиер: «невозможно совместить искусство Альма-Тадемы с искусством Матисса, Гогена и Пикассо».
Постепенно викторианский академизм был забыт, и спустя время, Джон Рескин объявил Лоуренса Альму-Тадема «худшим художником XIX века».
Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.
Под гнётом модернизма художественное наследие Лоуренса Тадемы почти исчезло. Альма-Тадема стал символом борьбы авангардизма с академизмом, как писала Р. Барроу (автор биографии Тадемы, книга 2001 года): «как следствие, весь мир модернистского искусства выступил против Альма-Тадемы, и его работы стали символом старого порядка».
Однако у него находились и защитники, например, Бернард Шоу, заявивший, что, если бы у современников Альма-Тадемы была хотя бы половина его характера, английская живопись стала бы значительно богаче.
Его жизнь, как и жизнь Вильяма Бугро, как и жизнь многих других академистов есть хорошая иллюстрация борьбы академизма и модернизма, его авангардных течений. В какой-то момент они все, художники-академисты, стали просто не нужны. Но спустя время точно также стали не нужны кубисты, фовисты и так далее.
Возвращения живописи Лоуренса Тадемы произошло после 1960 года. О художнике заговорили снова, вернулся интерес к его творчеству. В 1962 году арт-дилер из Нью-Йорка Роберт Айзексон организовал первую за пятьдесят лет выставку работ Альма-Тадемы. К концу 1960-х годов возрождение интереса к викторианской живописи получило импульс, и был проведен ряд хорошо посещаемых выставок.
Хотя многие исследователи отмечают, что работы Тадемы использовались многими деятелями кино как источник вдохновения атмосферой античности. Как материал для изучения интерьеров, костюмов древних времен.
Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино».
Также пишут, что работами Альма-Тадемы вдохновлялись при создании фильма Ридли Скотта «Гладиатор» (2000).
В России о творчестве Альма-Тадемы знали преимущественно знатоки западного искусства, в целом оценивавшие его высоко.
В собраниях России находятся всего три картины Лоуренса Альма-Тадемы. Две ранее принадлежали императрице Александре Фёдоровне и хранились в Александровском дворце в Царском Селе. Ныне они в Павловском дворце-музее. Третья — картина «Фредегонда и епископ Претекстатус. Из времен Меровингов» — хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Она была последним приобретением С. М. Третьякова и пришла из Парижа уже после его смерти.