Святые на его картинах излучают доброту, Дева Мария полна любви и нежности, а ангелы «как будто дышат» — настолько реалистичными изображал их художник. Мягкий деликатный свет в стиле фламандцев и одновременно — яркое южное солнце родной Испании, смелые масштабные замыслы — и теплота, интимность каждого из полотен — это все про картины Бартоломе Эстебана Мурильо. В чем заключался его главный секрет? Может быть, в том, кого он приглашал на роли натурщиков?
Бартоломе Эстебан Мурильо, его учителя и неповторимый стиль письма
О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем — севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год — мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.
Фамилию «Мурильо» Бартоломе Эстебан взял, по-видимому, от родственников с материнской стороны, по примеру своего земляка и учителя Диего Веласкеса. В 1640 году молодой художник отправился в Мадрид, где знакомился в том числе с работами Рубенса, ван Дейка, Риберы. Этот опыт стал для него определяющим. Поначалу писавший в сухой, жесткой манере своего первого учителя, Мурильо под влиянием произведений Веласкеса и других великих мастеров барокко изменил свой стиль, в его картинах стали проявляться лиричность, жизнерадостность, нежность, доброта. Художник вернулся в свой родной город.
Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.
Мурильо становился одним из самых знаменитых живописцев Севильи. Выполненный цикл картин для францисканского монастыря принес ему известность, а некоторые из полотен и сейчас ценятся как примеры самых выдающихся произведений испанской живописи: «Святой Диего насыщает нищих», «Кухня ангелов», «Кончина Святой Клары», «Чума». Уже тогда в творчестве Мурильо проявилось его обостренное чувство реальности, а еще — способность сочетать ее с мистическим настроением библейских сюжетов, отчего картины как будто излучали тепло и доброту.
Семья, Дева Мария и ангелы на картинах Мурильо
В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы — главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно — прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви — такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.
Это скорее догадка искусствоведов, чем установленный факт — все же в биографии Мурильо слишком много неясностей, но, взглянув на картины испанца, нетрудно увидеть, что Богородица у него действительно написана с одного женского лица. У супругов один за другим рождались дети — и им тоже доводилось становиться натурщиками. Считается, что на картине «Отдых на пути в Египет» Мурильо написал младенца Иисуса со своей дочери Исабель Франсиски.
В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном городе.
Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.
Жизнь в монастыре и служение искусству
Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.
По признанию русского живописца Виктора Васнецова, «трудно в христианской живописи сделать что-то новое после Рафаэля и Мурильо».
Мурильо считается одним из ведущих испанских живописцев «золотого века». Всего он написал свыше 450 произведений, большей частью на религиозные темы. В 1682 году Бартоломе Мурильо отправился выполнять очередной заказ в город Кадис, где должен был написать большую алтарную картину «Обручение святой Екатерины». Неудачно упав с подмостков, он сильно расшибся, и, переправленный обратно в Севилью, спустя некоторое время скончался. Картину заканчивал один из учеников Мурильо, Осорио.