Джеймс Тиссо — французский и английский художник, один из самых успешных и богатых мастеров живописи, переживший трагическую историю любви и познавший Бога в душе и на своих полотнах. Это единственный художник, показавший на своей картине взгляд Иисуса с креста.
Жак-Жозеф Тиссо (позже он изменил свое имя на Джеймс Тиссо) — известный французский и английский живописец, популярный в Европе, но подвергаемый беспощадной критике в России. Он родился в 1836 году в городе Нант (морской порт на французском побережье). Его отец, Марсель Теодор Тиссо, был успешным торговцем драпировками. Его мать, Мария Дюран, помогала мужу в семейном бизнесе и создавала шляпы. Набожная католичка, мать Тиссо прививала религиозное учение будущему художнику с самого раннего возраста. Неудивительно, что молодого Тиссо отправили в школу-интернат, управляемую иезуитами. Место проживания оказало значимую роль на его будущее творчество: на протяжении всей своей жизни Тиссо сохранял интерес к морской тематике, особенно важную роль сыграла способность писать точные и детализированные картины корабельных сцен.
В свои 17 лет Тиссо уже точно знал, что хочет построить карьеру художника. Тиссо-старший, кажется, не испытывал энтузиазма по поводу перспективы иметь сына-художника. Отец все же хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Но молодой Тиссо получил поддержку своей матери, и впоследствии художественные таланты сына стали неизбежны.
В 1856 году Тиссо отправился в Париж, чтобы пройти обучение в Школе изящных искусств. Там молодой художник нарабатывает опыт, копируя работы с Лувра. И там же встречает Джеймса Уистлера, одного из самых знаменитых и необычных деятелей искусства XIX века. Уистлер — светский лев, начавший свое образование в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, оказывает на Тиссо такое сильное влияние, что тот начинает называть себя Джеймсом. Примерно в это же время Тиссо стал другом Эдгару Дега и Мане, художникам-импрессионистам.
В 1859 году работы Тиссо были впервые выставлены в парижском салоне. Знаковой в этом периоде стала его картина «Встречи Фауста и Маргариты», за которую в 1860 году французское правительство заплатило 5000 франков. Коммерческая жилка отца оказала свое позитивное влияние на Тиссо: он полностью унаследовал проницательные коммерческие инстинкты и был успешным художником-предпринимателем. У него было необычайно острое понимание рынка. Он всегда осознавал, что будет модно и что будет продаваться. Тиссо постоянно получал заказы, его клиентура активно росла.
В 1872 году он заработал 94 515 франков, доход, который обычно получали представители высших эшелонов власти. А к 1875 году он зарабатывал почти 5000 фунтов стерлингов в год — столько же, сколько министр иностранных дел. Тиссо был настолько успешен, что позволил себе купить роскошный дом в модном районе Лондона, в Сент-Джонс-Вуд. В 1874 году Эдмонд де Гонкур с сарказмом писал, что у Тиссо есть студия с залом ожидания, где во все времена в распоряжении посетителей находится ледяное шампанское.
Кроме того, художник стал путешественником. Тиссо посетил Италию и Лондон, где впервые продемонстрировал свои полотна в Королевской академии. Тиссо рано осознал потенциал Лондона как источника богатых покровителей для творческих людей.
В середине 1870-х Тиссо встретил Кэтлин Ньютон (1854−1882), красивую женщину, ставшую ему и женой, и моделью, и великой любовью всей его жизни. Художник был настолько влюблен в нее, что его не смущало даже ее порочное прошлое (она была разведена, имела ребенка и сомнительные связи — это уже слишком много для строгой морали общества того времени). Неприятные разговоры в кругу Тиссо вынудили его сделать выбор: или его возлюбленная, или следование общественному мнению и успешная карьера. Тиссо выбрал Кэтлин и спокойную домашнюю жизнь в загородном доме. Однако, семейное счастье длилось недолго: конце 1870-х здоровье Кэтлин начало ухудшаться, она заболела туберкулезом, а в 1882 году отчаянно больная Кэтлин совершила самоубийство. Тиссо был опустошен этой потерей, и так и не оправился от нее. Художник был предан ей до конца своих дней.
Эта трагическая ситуация привела к тому, что художник резко сменил направление своего творчества. Если раньше предметом его живописи были самые богатые жители Лондона и Парижа, самые модные места и красивые женщины в роскошных одеждах, то отныне ракурс полотен Тиссо приобрел ярко выраженный религиозный характер. Тиссо начал глубоко изучать сюжеты Библии и истории Иисуса Христа, он даже посетил Ближний Восток, чтобы увидеть места действий сюжетов воочию. Он совершил несколько поездок на Святую Землю и произвел около 400 акварельных работ по сюжетам Нового Завета.
С кистью в руках он старается «прочитать» всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем в его детстве, отныне становится для него не просто настольной, но и окном, через которое он переживает личную трагедию и стремится увидеть Творца. Он прославился благодаря серии «Жизнь Христа и Ветхий Завет» — признанному шедевру иллюстрации. Рисунки из этой серии стали каноническими и были использованы при создании современных кинофильмов, таких как «Индиана Джонс: в поисках утраченного Ковчега» Стивена Спилберга (1981) и «Эпоха невинности» Мартина Скорсезе (1993). Акварели размером всего 2025 см произвели фурор на выставках в Париже, Лондоне, а затем и Нью-Йорке. Зрители плакали, вставали на колени, молились у его картин — они задевали за живое, словно сами были живыми.
«Что видел наш господь с креста»
Одна из наиболее примечательных работ — «Что видел наш господь с креста» стала знаковой в его творчестве, поскольку Тиссо — единственный художник, показавший на своем полотне увиденном Иисусом с креста.
На этой картине Тиссо изображает взгляд с креста. Мастерски выбран ракурс полотна: любой смотрящий на картину чувствует себя Сыном человеческим. Перед его взором и мученики, и стража, и народ. Верующие и сомневающиеся. Радостные, равнодушные и страдающие от увиденного. Христос видит всех. Если обратить внимание, в нижней части картины Тиссо даже изобразил свисающие с креста ноги. Под его ногами — Мария Магдалина, скрестившая руки в молитвенный жест. За ней стоит Мария, мать Иисуса. Они с болью смотрят на страдания того, кого любят больше жизни. Рядом Иоанн Креститель и несколько других женщин. По правую сторону — группа священнослужителей и фарисеев, с надменными лицами восседающих на ослах. Иисус же произносит великие слова: «Отче, прости их, ибо они не ведают, что творят».