Буся Гольдштейн, пожалуй, самый блистательный скрипач-виртуоз. Безупречных исполнителей много, но Буся был другой. Он вел смычок не по струнам скрипки, а черпал звуки изнутри себя.
В возрасте 5-ти лет Буся Гольдштейн начал свои занятия в классе легендарного одесского педагога Петра Соломоновича Столярского и уже через полгода публично исполнил программу из нескольких пьес. Даже для вундеркинда его быстрый творческий рост был необычен!
Сталин заинтересовался блестящей игрой молодых скрипачей и пианистов; «дети Революции», они родились и выросли уже при Советской власти и были наглядным примером отеческой заботы «лучшего друга детей».
И кто же, как вы думаете, заинтересовал Сталина больше всех? Фишман, конечно, был замечательным, зрелым скрипачом. Лауреат 1-й премии конкурса пианистов, 16-летний одессит Эмиль Гилельс уже тогда поражал своей виртуозностью. Но Буся… Это было что-то особенного. Во-первых, ребёнок. А во-вторых, чудо-ребёнок.
Вот что написал старший брат Буси, сам отличный скрипач и композитор, Михаил Гольдштейн:
«Постановлением Совета Народных Комиссаров за личной подписью Молотова Бусе была выдана большая денежная премия. (Бусю наградили премией в 5 000 рублей. В 1934 году профессор консерватории получал 400 рублей в месяц, а доцент — 200 — 250 рублей — ГК).
Для вручения премии Бусю пригласили в Кремль. Деньги передавались в присутствии Сталина.
— Ну, Буся, теперь ты стал капиталистом и, наверно, настолько зазнаешься, что не захочешь меня пригласить в гости, — изволил пошутить Сталин.
— Я бы с большой радостью пригласил бы вас к себе, — честно ответил Буся, — но мы живём в тесной квартире и вас негде будет посадить.
Ответ был поразительно удачен — и совершилось чудо. Сейчас же последовало распоряжение самого Сталина о предоставлении квартиры в новом доме, вблизи Курского вокзала.
Широко известен эпизод из жизни Буси Гольдштейна, когда его 1934 году во время гастролей в Москве Яши Хейфеца представили всемирно известному скрипачу. Буся играл перед мировой знаменитостью более получаса. Хейфец был поражен: «Отдайте мне в Америку этого мальчика, и через несколько лет это будет самый великий скрипач, который когда-либо играл на планете», — были его слова.
Что можно было ответить на это предложение в те сталинские годы? На следующий день в газете «Правда» вышла статья, где было написано о том, что Яша Хейфец, зарубежный заезжий гастролер, пригласил нашего Бусю Гольдштейна учиться у него в Америке. Пионер Буся Гольдштейн отдал салют и звонким голом произнес: «Пионер Буся Гольдштейн в Америку не поедет!».
«Природа, а часто и люди, стоят на пути молодого виртуоза», — писал профессор Леопольд Ауэр. Природа невероятно щедро наградила виртуоза Бусю Гольдштейна. Люди, советские люди — чиновники, коллеги делали все, чтобы Гольдштейн появлялся как можно реже на эстрадах Советского Союза и особенно за границей. В 70-е годы, когда открылись ворота эмиграции, семья Бориса Гольдштейна воспользовалась этой возможностью. В 1974-м году семье удалось поселиться в Германии.
«Не иначе — провидению было угодно, чтобы Борис Гольдштейн завершил свой путь артиста на Святой Земле», — писал Сорокер в заключении своей книги. 17 марта 1987 года в зале театра «Жерар Бехар» состоялось последнее выступление Бориса Гольдштейна. На земле Израиля он играл с особым волнением. Играл свои любимые произведения Моцарта, Франка, Блоха, Бетховена, много «бисов», в основном — Крейслера.
«Мы благодарны судьбе за то, что именно нам, израильтянам, довелось слушать последний его концерт, последние звуки его волшебной скрипки, обреченной умолкнуть на веки. Да будет благословенна его память!» — так написали в некрологе израильские друзья и соученики артиста.