Признавать или не признавать существование Бога — это, в общем-то, личное дело каждого человека. Но при этом следует иметь в виду, что вера в Бога — это отнюдь не мракобесие, и происходит она не от невежества или необразованности. Ведь существование Бога, или Высшей Силы, признавали и признают многие выдающиеся ученые: например, Дарвин, Эйнштейн…
Вот только несколько высказываний знаменитых деятелей прошлого и настоящего. Так, более двух веков назад выдающийся французский мыслитель Ж.Ж. Руссо писал: «Я не в силах верить… чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением».
А вот еще одна цитата. Принадлежит она Альфреду Уоллесу, который одновременно с Ч. Дарвином предложил теорию естественного отбора. «Вселенная, — писал ученый, — даже в ее чисто физическом и неорганическом состоянии, представляется настолько сложным организмом, что внушает большинству умов мысль о существовании некой Разумной Силы, всюду проникающей и поддерживающей её».
Знаменитый американский астрофизик Харлоу Шепли, называя главнейшие сущности, из которых состоит мироздание — пространство, время, материю и энергию, — причисляет к ним и некую пятую. «Едва ли можно сомневаться, — пишет ученый, — что она существует… Мы могли бы назвать ее Направлением, Формой, Силой, Всемогущей волей или Сознанием. Но в любом случае это должно быть понятие, соответствующее космическим масштабам».
И этот же ученый в одной из своих работ говорит следующее: «В ответ на вопрос: почему Вселенная существует? — мы можем только воскликнуть: «Один Бог знает!»
А вот слова, которые принадлежат английскому физику Р. Пайерсу: «Исследуя каждый факт все глубже и глубже, мы, в конце концов, оставляем основное «почему?» без ответа».
Великий Эйнштейн по тому же поводу сказал следующее: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего разума, который открывается нам в доступном познанию мире».
Или вот что писал о Боге служитель православной церкви протоиерей А. Мень: «И куда бы ни взглянул человек: на космический круговорот небесных тел или на загадочный полет электронов, на закономерности химических процессов или на жизнь крошечной инфузории — всюду он видит печать Разума».
Подобных цитат и высказываний можно было бы привести достаточно много, чтобы аргументировать присутствие в мироздании Всеобъемлющего Разума, незримой Силы.
Но, признав существование Бога, человеческий разум идет дальше и задает вполне логичный вопрос: Кто такой Бог? На этот вопрос, по мнению богословов, можно отвечать по-разному: или говорить самыми возвышенными словами, или вообще молчать. А молчать потому, что ни в одном языке мира нет слов, с помощью которых можно было бы выразить все те высшие качества, которые присущи Всевышнему. Бог принципиально отличается от всего сущего, поэтому Его нельзя определить человеческими понятиями.
Вот что говорит в отношении Божественной Сущности Симеон Новый Богослов: «Я… оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать» (Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917).
И все же люди обязаны говорить о Боге, поскольку то или иное понимание Бога влияет на человеческие мысли, на моральные устои и практическую деятельность.
Духовный лидер индийского народа Махатма Ганди говорил: «Имеется много определений Бога, ибо проявления Его бесчисленны». В одном только Ветхом Завете насчитывается около 100 имен, каждое из которых в отдельности обозначает Бога. Вот лишь некоторые из них: Сущий, Славный, Дух, Вечный, Живой, Единый, Всевидящий и т. д.
«Он есть то таинственное нечто, или, вернее, тот Некто, Кто скрыт за всем многообразием явлений мира, — пишет в «Истории религии» протоиерей Александр Мень. — Он существует неизменно над непрерывным потоком Бытия. Он определяет ту разумную структуру вселенной, поражающую всякого, кто не утратил способности наблюдать и изумляться» (А. Мень. История религии. Т. 1. М., 1991).
«Он выше всего мыслимого», — говорит греческий христианский теолог, философ и ученый Ориген. «Приблизиться к Богу может лишь тот, кто понимает, что Он непознаваем», — пишет крупнейший немецкий мыслитель XV века Николай Кузанский.
Но в то же время «Бог не есть объект, который человек может найти и которым он может овладеть в качестве ключа ко всем проблемам. Бог есть Личность, существо трансцендентное, то есть выходящее за пределы возможного опыта»…
Говоря о Боге, богословы и философы практически всегда обращают внимание на безграничный Его разум. Он — разумная, вездесущая и вечно активная сила, которая осуществляет процесс творения в соответствии с ментальным законом. Именно благодаря активности Своего разума Он созидает и творит все, что существует в мироздании.
В Ветхом Завете очень часто говорится, что Бог «свят». Это, согласно А. Меню, значит, «что в глубине Своего существа Бог обладает природой, всецело превосходящей воображение и мысль человека».
С другой стороны, Он — источник всех видов энергии и сил, благодаря которым существует все, что находится в мироздании. Именно об этом безграничном всесилии Бога говорится в следующем отрывке, автором которого является архиепископ Евгений Хорольский: «Его сила распространяется на все — видимое и невидимое, микроскопическое и громадное. Его присутствие не ограничено ничем и никем, Он присутствует везде и в этот самый момент… Он наполняет Собой всё и везде. Он знает прошлое и будущее так же ясно, как мы знаем свое имя.
Он знает орбиту каждого электрона в вашем теле, орбиты всех астероидов и планетарных тел, звезд и галактик, положение всех атомов во Вселенной, потому что именно Он их рассчитал, именно Он создал проект Вселенной, а затем, по этому проекту, создал и этот мир для Себя… Он управляет миром так, как вы не можете вместить в свое сознание, каким бы гением вы себя не считали, сколько бы компьютеров вы не загружали для решения и осознания этого. Для сравнения ничтожности наших человеческих вычислительных мощностей с Его разумом можно взять самый быстрый суперкомпьютер мира и загрузить его работой всего на 1 секунду. Все команды, которые этот компьютер выполнит за это мизерное время, — вы сможете прочитать не ранее, чем за тридцать миллионов лет, если не будете не есть и не спать, а только читать по одной команде в секунду! Однако для Бога такие «вычислительные мощности» — это ничто, это пустота и, можно сказать, отсутствие мощностей вообще! Он в реальном времени отслеживает положение всех частиц во Вселенной (даже тех, которые мы еще не открыли и, возможно, не откроем никогда!). Он может изменить величину спина всех электронов в любом миллиарде галактик, которые мы, возможно, еще не открыли (не увидели в виде маленькой звездочки в телескопе!) из-за узости нашего восприятия и малоразвитости технических средств»…