МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАРТИН ХУДОЖНИКА, КОТОРОГО НЕ ПРИЗНАВАЛИ КРИТИКИ И ОБОЖАЛА ПУБЛИКА: ЭНДРЮ УАЙЕТ
Всемирно известный и один из самых любимых художников консервативной части американского общества, Эндрю Уайет вошел в число самых дорогих современных художников XX века. Однако одновременно с этим он был одним из самых недооцененных американских живописцев. Его творения, написанные в реалистичной манере, в эпоху взлета абстракционизма и модерна вызывали бурю протеста и негативных откликов у влиятельных критиков и искусствоведов. Зато американский зритель толпами шел на выставки работ, кураторы музеев втихаря покупали его картины, дабы не прослыть ретроградами, и только коллеги-художники точно знали, что Эндрю Уайет представляет собой мощный и загадочный талант.
При всем при этом Эндрю никогда не был модным художником, его творчество долгие годы считалось самым спорным в истории американского искусства ушедшего столетия. И невзирая на то, что критики обвиняли живописца в отсутствии воображения, и в том, что он потакает низким вкусам домохозяек, эти самые домохозяйки отвечали Уайету искренней благодарностью и любовью. Его экспозиции работ, где бы они ни выставлялись, проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев там, где им полагается быть…». И это происходило как раз в то время, когда Америка находилась под абсолютным влиянием модерна и абстракционизма.
Художник-реалист, яркий представитель изобразительного искусства США прошлого века — Эндрю Ньюэлл Уайет (Andrew Newell Wyeth) родился в 1917 году в местечке Чеддс-Форде, штат Пенсильвания в семье художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, завоевавшего известность своими романтичными книжными иллюстрациями. Мало того, Эндрю был братом изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, и наконец отцом художника Джейми Уайета.
Эндрю был младшим ребёнком в семье. Наблюдая за работой отца, мальчик очень рано начал рисовать. Ньюэлл делал все возможное, дабы развить в своих детях образное мышление, воображение и творческое начало. Помимо воспитания собственных детей, Ньюэлл щедро делился своим опытом со своими учениками, которых у него был не один десяток. Он искренне считал: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему».
Поэтому и неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить. Позже, вспоминая о своем становлении как художника, он всегда называл первым отца в числе своих учителей. И в этом была львиная доля правды. Ньюэлл решил, что колледж художнику не нужен и обучал сына художественному искусству самостоятельно, а другие науки мальчику преподавал преподаватель, приходивший на дом.
И первые самостоятельные успехи не заставили себя долго ждать. Эндрю, представлявший свои ранние произведения под именем отца, перешел на в акварельную технику, а вскоре на темперу. Да и реализм привлекал его куда больше, нежели книжные фантазии его отца. И, невзирая на то, что некоторое время ему самому приходилось занимался книжной иллюстрацией, все же решил идти в творчестве собственным путем. Так, первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему исполнилось двадцать лет. Все творения начинающего мастера, экспонировавшиеся на ней, были успешно проданы.
Многое изменилось в жизни 28-летнего художника после трагического события, произошедшего в их семье: автомобиль Уайета-старшего столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом, в результате чего тот погиб. С тех пор на полотнах Эндрю постоянно присутствовал отпечаток утраты и некий трагизм.
Мало того, и без того не особо общительный, он стал замкнутым и остаток своей жизни прожил затворником. И в этом был немалый плюс, именно отрешенность от мирской суеты помогла художнику остро не реагировать на нападки критиков и не замечать, что где-то рядом «ревет и беснуется двадцатый век».
И нужно отметить, что художник очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он нечасто покидал Чеддс-Форд, выезжая иногда летом лишь в Кушинг, штат Мэн, где стоял его дом на побережье. Живя попеременно, то Пенсильвании, то в Мэне, живописец создавал свои удивительные картины, которые впоследствии искусствоведы отнесут к направлению магического реализма.
Художник рисовал только местность этих двух городков, писал портреты только их жителей. И говоря о «мире Эндрю Уайета», ссылаясь на географию, можно сказать, что был он совсем крошечным. Неизменной темой творчества Уайета всегда был провинциальный быт и американская природа. Обыденные ландшафты сельской глубинки, старые здания и простые интерьеры, обычные провинциальные люди, написанные кистью Уайета, выглядят как наглядные свидетели национальной американской истории и архетипические образы «американской мечты».
Эндрю всегда умел найти и подчеркнуть поэзию, философию и магию в простых обветренных лицах соседей и друзей, а также в «почвенных» пейзажах американских прерий, открывающихся из окон их домов. Предпочитая темперную технику, позволяющую особенно тонко прорабатывать детали, мастер продолжил традиции американского романтизма и реализма. Стиль художника на протяжении творческой карьеры практически не изменился, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.
Всенародная любовь и признание специалистов от искусства все-таки настигли художника. Когда сошла волна повального увлечения абстракционизмом, вдруг неожиданно выяснилось, что у домохозяек — отменный вкус, и что старым домам, рыбацким сетям и лодкам, а также выжженным прериям американских пейзажей Эндрю Уайета тоже есть, что рассказать людям. Именно в то время главным секретом таланта художника было названо умение преподносить зрителю самые обычные вещи с философским подтекстом, а так же придавать полотнам такой эмоциональный окрас, на который откликались и сердца, и души зрителей, не знающих ни его героев, ни обстоятельств их жизни, ни тех мест, которые изображал живописец.
И наконец, хотелось бы отметить, что в отличие от своего создателя, картины Эндрю объехали весь мир. Его персональные выставки были проведены во многих ведущих галереях мира, в том числе и в России в 1987 году, где экспозиция имела грандиознейший успех.
В 2007 году президент США Буш-младший лично вручил художнику «Национальную медаль» — высшую награду Америки в области искусства.
А через два года, на 91 году жизни Эндрю Уайет скончался во сне в своем доме в Чеддс-Форде. Незадолго до своей кончины он сказал: «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».
Джейми Уайет — продолжатель династии Уайетов
Сын Эндрю и внук Ньюэлла Уайета — Джеймс Браунинг, он же Джейми Уайет — современный американский художник-реалист. С юных лет он привлек к себе внимание публики как представитель третьего поколения известных американских художников. В 1966 году впервые экспонировались его работы на персональной выставке. А с 1971 года обрел широкую популярность. Дважды, в 1975 и 1987 годах посещал Советский Союз. В 1987 году открывал в Ленинграде выставку «Три поколения искусства Уайетов».