«КОСОГЛАЗЫЙ ГВЕРЧИНО И ЕГО СОБАКИ: КАК ХУДОЖНИК-САМОУЧКА ПРОБИЛСЯ К ВЕРШИНАМ ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО»
История искусств знает всякое. Порой случайная находка вынуждает взглянуть по-новому на жизнь и творчество художника, пусть и жившего несколько веков тому назад. И вот уже блестящий мастер, прославившийся благодаря своим фрескам в Риме и развивший собственное живописное направление, становится в глазах современного зрителя художником, который понимал и чувствовал красоту братьев наших меньших.
Как художник-самоучка с дефектом зрения пробился к вершинам итальянского барокко
Джованни Франческо Барбьери родился в городке Ченто неподалеку от Болоньи в 1591 году. С самого детства из-за травмы он видел хуже других и носил прозвище Гверчино — «косоглазый». Тем не менее еще ребенком Джованни показал незаурядные способности в рисовании, уже в шестилетнем возрасте он самостоятельно справлялся с кистью, а, став старше, отправился учиться в мастерскую Бенедетто Дженнари, с семьей которого его всю жизнь будут связывать близкие отношения.
Биографы Гверчино отмечают, что заслуги художника — в первую очередь результат его постоянного самообучения, наблюдения за техникой работы других мастеров. Большое влияние на развитие его таланта оказали работы Лодовико Карраччи.
Первый настоящий успех пришел к Гверчино в 1612 году, когда его заметил настоятель церкви в Болонье Антонио Мирандола — тоже впоследствии близкий друг художника. Гверчино выполнял заказы для домов в Ченто, а в 1621 году благодаря этой протекции оказался в Риме, где по приглашению нового папы Григория XV стал работать над интерьерами соборов и вилл аристократов столицы. «Римский период» творчества Гверчино оказался очень насыщенным — он писал и алтарные картины, и те, что направлялись в резиденции высших церковных чинов и самого папы, расписывал стены и потолки римских храмов. Спустя два года папа Григорий XV умер, и художник вернулся в родной Ченто.
Продолжая выполнять поступающие заказы, он уделял время и обучению молодых мастеров, в том числе создавая для них коллекцию рисунков, по которым изучалось анатомия человеческого тела.
В соседней Болонье тем временем пользовался большим вниманием и почетом итальянский художник Гвидо Рени, развивавший традиции Болонской Академии. В 1642 году, когда Рени умер, Гверчино занял его место, возглавив местную академическую школу и уделяя особое внимание обучению молодых мастеров.
Слава Гверчино распространилась и за пределы Италии, английский король Карл I звал итальянца к себе на службу. Но Гверчино отказался от этого предложения и до конца жизни жил и работал в Болонье.
Художественный стиль Гверчино
Этого художника отличал постоянный творческий поиск. В раннем периоде ему была свойственна энергия, яркость, смелое обращение со светом и тенью — из-за чего картины Гверчино часто сравнивают с произведениями Караваджо. Во время работы в Риме манера письма поменялась: Гверчино использовал необычные ракурсы, композиция стала более смелой.
С переходом к болонской школе его работы приобретают все больший академизм, становятся спокойнее, жесты персонажей — сдержаннее. Большое влияние на изменение стиля работы Гверчино оказал Гвидо Рени.
Под конец жизни Гверчино из его произведений страсть пропала окончательно, палитра красок стала светлой и холодной, образы «гладкими» и строгими.
Мастера из Ченто можно считать вполне плодовитым художником: за свою жизнь он создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин и около ста пятидесяти других произведений живописи, а также оставил после себя множество рисунков, написанных быстрыми каллиграфическими штрихами. Большая часть их представляла собой этюды и наброски к картинам, но были и те, что создавались «для собственного удовольствия» — как, например, карикатуры, которые Гверчино стал рисовать один из первых.
Тем не менее главной темой, пронизывающей творчество художника, были библейские сюжеты и античные мифы. Среди искусствоведов вершиной мастерства Гверчино признается «Аврора», украшающая потолок знаменитой виллы Лудовизи. Современным исследователям изучение наследия художника облегчила своеобразная бухгалтерия, книга учета, которую вели братья Барбьери — сам Гверчино и Паоло Антонио, который был младше на 12 лет и работал в жанре натюрморта.
Портреты собак
В 2018 году была обнаружена картина, которая не значилась в этой книге, но эксперты признали холст написанным рукой Гверчино. О находке сообщил английский аукционный дом Cheffins, проведя исследование произведения, принесенного для продажи семьей из Суффолка. Выяснилось, что картина была привезена в 1850 году из Рима и с тех пор хранилась в семье, которая не могла предположить, кисти какого художника она принадлежит.
На фоне горного пейзажа изображена собака, и, в отличие от других картин эпохи барокко, где четвероногие персонажи могли встречаться в качестве антуража, здесь она — единственная и главная фигура. По мнению специалистов, это кане-корсо, или итальянский мастиф. Гверчино не был анималистом, но тщательность, с которой он подошел к работе, ее законченность и то, что на холсте вполне определенно просматривается индивидуальность животного, наводят на мысль, что хозяином хвостатой модели мог быть сам художник. Во всяком случае, этого мнения придерживается специалист по творчеству итальянских живописцев искусствовед Николас Тернер, который, совместно с другими исследователями, и подтвердил авторство Гверчино.
Период, в который был написан портрет собаки, он определил в 1625—1630 годы. Картина была продана с аукциона за 570 тысяч фунтов стерлингов. Рекордная же цена, предложенная за работу Гверчино, составила 5 миллионов 190 тысяч фунтов стерлингов и была выплачена за картину «Царь Давид» в 2010 году.
Другая известная картина, где Гверчино изобразил пса — «Портрет собаки Альдрованди», который хранится в музее Нортона Саймона в США. Персонажем стал тигровый мастиф — на его ошейнике виден герб аристократов — семьи Альдрованди, а на заднем плане — их фамильный замок в Болонье. И снова заметна тщательность, с которой художник подошел к созданию портрета, почти фотографическая точность, сочетающаяся со свойственными Гверчино яркостью и контрастностью света и тени. Легко представить себе, что картина в свое время не только радовала взгляд хозяина пса, но и украшала собой интерьер — каким бы блестящим и аристократичным он ни был.
И в других картинах — там, где это позволяет сюжет — у Гверчино находится место для собак, как, например, на холсте «Автопортрет перед картиной „Преданная любовь“». Купидон, символ любви, держит собаку, символ верности, а перед ними лежит змея, кусающая себя за хвост — символ вечности. Все вместе образует настолько позитивную, мирную и самодостаточную обстановку, что немудрено увидеть в ней и фигуру самого художника, пожелавшего запечатлеть себя именно в таком окружении.
Гверчино никогда не был женат и не имел детей, зато посвящал много сил и времени ученикам, в числе которых были и его племянники, которым и суждено было проводить учителя в последний путь в 1666 году.