Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля
Перед тем, как спустить новое судно на воду, проводят некий ритуал — о его борт обязательно разбивают бутылку шампанского. Как говориться: «На удачу». Эта традиция прошла довольно долгий путь до простой бутылки шампанского. Крестить корабли начали ещё несколько тысячелетий назад.
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Одни расы приносили жертву, другие окропляли борт нового корабля кровью, некоторые вином или молоком. В средневековой Европе монахи читали на борту нового судна молитвы, в некоторых странах всё заменялось обычной пьянкой. Постепенно они начали перерастать в окропление судна разными напитками, использовать же именно шампанское впервые начали на родине этого напитка — во Франции. Напиток выбран в связи с тем, что пена от шампанского напоминает морскую.
Прижилась традиция и в Соединенных Штатах. Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.
Истоки традиции
Традиция крещения нового судна на удачу была у всех цивилизаций, освоивших судоходство. Греки, например, украшали оливковыми венками нос корабля, пили вино в честь богов, и омывали лодку водой, чтобы благословить её. Вавилоняне приносили в жертву быка, турки приносили в жертву овец, а викинги и таитяне окропляли корабль человеческой кровью.
Эти события всегда имели религиозный подтекст. Целью этих действий всегда было получение благославления у покровительствующих богов. В средние века, в Европе, перед тем как спустить корабль на воду, на борту молились монахи, возложив руки на мачты и поливая святой водой палубу.
Религиозный аспект крещения корабля ушёл после Реформации, особенно это было заметно в Великобритании. В Великобритании знатные люди присоединялись к празднованию спуска нового корабля, которое было ничем иным, как простой пьянкой. По традиции они пили вино из больших и дорогих кубков, как правило, из драгоценных металлов и часто выбрасывали их за борт. Кубки доставались счастливчику из толпы или улетали в море. Но в связи с тем, что кораблей стали строить так много, что драгоценных кубков просто перестало хватать, их начали сохранять, а потом вовсе отказались от этой традиции пьянки на борту и начали попросту разбивать бутылку вина о борт корабля.
Выбор напитка
Крещение кораблей в молодых Соединенных Штатах было заимствовано из старой Англии. Вначале никто не выбирал, какую бутылку разбить, разбивали ту, что была под рукой. В ход шли вино, виски, коньяк, бутылка с родниковой водой или водой из океана или бутылка бурбона.
Кто придумал разбивать о борт именно шампанское история не знает, но впервые данный факт был зафиксирован в 1890 году во время крещения военного бронированного корабля Maine. Переход на шампанское также связывают с окончательным отказом от дерева в пользу стали при изготовлении судов. Взрыв бутылки шампанского о стальной борт смотрится очень эффектно, что очень любят в штатах.
Но в США пришёл сухой закон и корабли снова начали крестить водой, соком или в редком случае яблочным сидром. Шампанское вернулось только после отмены сухого закона. В это время европейцы успели перенять эту традицию.
Дотошные историки установили, что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме (Англия) в 1699 году. А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины — своего рода «крёстной матери» нового корабля. С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его «крёстная» должна обязательно разбить бутылку шампанского.
Казалось бы, нет ничего проще этой операции, но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными, а порой и печальными курьёзами. Так, одна английская принцесса, неумело размахнувшись бутылкой, разбила её не о нос корабля, а о голову некоего высокого гостя, которого пришлось срочно госпитализировать, а затем утешать щедрой компенсацией за увечье. Суровый урок пошёл впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой, осколки разлетались настолько далеко, что врезались в толпу и ранили людей. Дабы избежать несчастных случаев, бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И всё равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей, так и самой «крёстной матери».
Бытует поверье: если «крёстная» не сумела вовремя разбить бутылку о нос корабля, ему не видать счастья в море, беды будут преследовать его повсюду. Скептикам обычно приводят исторический пример. В 1898 году принцесса Мэри, будущая королева Англии, трижды не могла разбить бутылку шампанского о нос крейсера «Альбион». (Как выяснилось потом, один из чиновников верфи накануне выпил шампанское, а бутылку залил водой .) И когда крейсер уже пополз по стапелю, кто-то из мужчин, участников церемонии, схватил привязанную к шнуру бутылку и, с силой ударив её о скулу корабля, все-таки разбил. И что же? Волна от вошедшего в воду корабля смыла с берега несколько человек, которых не удалось спасти.
Церемониальные казусы
Одна из первых крёстных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила её о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьёзную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крёстной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.
Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крёстная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещёное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.
Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в неё речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…
Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».
Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду — очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет."
Есть поверье, что не разбитая бутылка — дурной знак
Это не всегда так, были случаи, когда бутылка разбивалась, но с судном начинались беды в первом же плавании — и наоборот:
К-19, атомная подводная лодка — бутылка не разбилась — на лодке были аварии и утечки, столкновения с кораблями, пожар;
«Оклахома», танкер — бутылка не разбилась — поломки двигателя, протечки нефти, повреждения от штормов и столкновения;
«Шарнхорст», немецкий линкор — бутылка разбилась — авария и несколько погибших при спуске, взрывы на борту, торпедирования, поломка радара и последующая внезапная атака британскими кораблями;
«Costa Concordia» — бутылка не разбилась — без комментариев;
Российский корабль" Яуза" - бутылка не разбилась — за 35 лет службы ни одного ЧП.
А как же насчёт «Титаника»? — Компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.