Место для рекламы

То самое письмо

«Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»

«Даму в голубом» критики единодушно назвали символом эпохи Серебряного века и лучшим творением сегодняшнего именинника Константина Сомова. На портрете — Елизавета Михайловна Мартынова, одно из немногих «женских» увлечений Константина Андреевича. Может быть, единственное. 22 года Сомов прожил с Мефодием Лукьяновым — Мифом, Мифеттой, как его называли близкие художника. Это был долгий и образцовый «брак», вплоть до смерти Мифа от чахотки в 1931 году в парижской эмиграции.

А Лиза Мартынова была ученицей Сомова, его подругой. По воспоминаниям современников — талантливая, жизнерадостная, свято верящая в свое призвание и беззаветно преданная искусству. Лиза послужила моделью не только Сомову, ее рисовали многие художники, из известных — Осип Браз («Портрет Е.М.Мартыновой», 1896) и Филипп Малявин («Больная», 1897).

Малявин дал такое название картине неслучайно. К тому времени Лиза уже тяжело болела туберкулезом, даже отец-медик не мог помочь ей. Начав писать «Даму в голубом», Сомов вынужден был прервать работу на три года, пока Лиза лечилась за границей. Только в 1900-м картина, наконец, была представлена на выставке «Мира искусства».

Друзей Мартыновой Лизин портрет потряс. Ее подруга Ямщикова писала: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?». Об истинной причине грусти друзья не догадывались, немногие из них знали о смертельной болезни Лизы.

Третьяковская галерея тут же захотела приобрести «Даму» для своей коллекции, но этому неожиданно воспротивилась сама героиня картины, написав Сомову то самое письмо. Но Константин Андреевич все-таки продал портрет Третьяковке, а через год Елизавета Мартынова умерла.

Опубликовал    03 дек 2018
1 комментарий

Похожие цитаты

Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой

«Мир Кристины» Эндрю Уайета (1917−2009 гг.) — культовая картина американской живописи.

Для американцев она имеет такое же значение, как для нас «Утро в сосновом лесу» Шишкина или «Девочка с персиками» Серова.

Так что же в ней необычного?
Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.

Первый взгляд на «Мир Кристины»

Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.
Выжженная…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  03 мар 2018

История одного шедевра: «Офелия» Джона Милле

По легенде, Элизабет Сиддал, с которой Джон Эверетт Милле писал тонущую Офелию, вскоре после завершения полотна скончалась. И хотя риск воспаления легких был вполне реален — девушка часами позировала, лежа в ванне, — к счастью, модель осталась жива, правда, не очень здорова. Для прерафаэлитов, стремившихся к предельному натурализму и писавших только с натуры, страдания натурщиков (их роли исполняли в основном друзья и родственники) были обычным делом. В целом как и страдания зрителей, совершенно…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  22 мар 2018

«Мы пока не знамениты, но станем такими»

В 1921 году в Петрограде к художнику Борису Кустодиеву обратились двое молодых учёных с просьбой написать их портрет. Их аргументом было то, что Кустодиев рисует только знаменитостей, а они уверены, что тоже прославятся, пусть сейчас особо и никому не известны.

Вот как рассказывал об этом Кустодиев Шаляпину, портрет которого он также писал в это время:

— Пришли и говорят: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас».

И такие они бровастые, краснощё…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  13 авг 2018