Существует одна общеизвестная популярная мудрость — «я знаю, что ничего не знаю». Безусловно, донельзя засратая людьми, как и все общеизвестные мудрости. Притянутая за уши к собственным скупеньким жизням и насильно используемая как оправдание хуеты в голове. То бишь долбоебы, не знающие действительно нихрена и не имеющие желания и воли ни к какому личностному росту в рамках познания мира, ловко придумали, как с помощью этой избитой фразы можно приписать себе желанную мудрость, как того требует растущее на укропе и бубликах самомнение. Сразу и задарма, без муторного процесса обучения, чтения и прочих интеллектуальных мук. Но мудрость этой фразы намного глубже. Она в сдвиге личной парадигмы. Она дает этому сдвигу шанс быть.
То, что у каждого, подчеркиваю — каждого, человека есть своя парадигма — это медицинский факт. Свой взгляд на мир, своя точка зрения, выработанная субъективным жизненным опытом, но сквозь призму которого человек пытается оценить реальность объективную. Беда людей не в наличии этой парадигмы в голове — она неизбежна, как необходимый инструмент для ориентации в окружающем мире и для дальнейшего его познания. Беда даже не в том, что собственное суждение любой человек по умолчанию воспринимает единственно верным и возможным, это тоже естественно. Беда в том, что у многих отсутствует критическое мышление к себе, отсутствует даже крупица сомнения, отсутствует минимальный интерес к чужому взгляду. В боевых условиях планомерной эгоизации общества эта проблема обретает все больший размах.
Не секрет, что большую часть принимаемых решений и оценок стороннего мы проводим по инерции, исходя из уже имеющейся ментальной модели нашей личности. Вот именно здесь, когда оценка реальности уже произведена, понимание на задворках сознания «я знаю, что ничего не знаю» дает спасительный шанс не ослепнуть и не оглохнуть ко всему вокруг. Шанс на долю мгновения засомневаться в верности собственных выводов, шанс попытаться узнать что-то новое, разобраться в ситуации глубже и полнее.
Интернет — показательная свалка и вечная склока таких вот парадигм, лишенных главной приправы, простенькой и заезженной мудрости, позволяющей мыслить чуть более пластично. И, может быть, пора о ней вспомнить? Может быть, пора уже выучить и начать использовать не менее общеизвестную и затертую библейскую мудрость о бревне в глазу, по сути своей описывающий тот же метод? Мне кажется, что пары тысяч лет, в принципе, должно было быть достаточно, чтобы понять смысл пары строк.
А для наглядного примера, для самых быстро догоняющих, кому пары тысяч не хватило, приведу более детальный пример мини-сдвига парадигмы от Стивена Кови:
«Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мной одним воскресным утром в Нью- Йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах — кто читал газету, кто о чем-то думал, кто, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.
Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно поменялась.
Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это было крайне возмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.
Невозможно было удержаться от раздражения. Я не мог поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, нисколько на это не реагировать и вести себя так, будто ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к нему и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:
— Сэр, послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы вы призвать их к порядку?
Человек посмотрел на меня так, как будто только что очнулся от сна и не понимает, что происходит, и сказал тихо:
— Ах да, вы правы! Наверное, надо что-то сделать… Мы только что из больницы, где всего час назад умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе после всего этого.
Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма сдвинулась. Внезапно я увидел все совсем иначе, и, увидев все иначе, я стал думать иначе, стал чувствовать иначе, вести себя иначе.»
Так выпьем же за смену парадигм, друзья, потому что это то, что давно и остро необходимо этому не понимающему и не пытающемуся понять друг друга человечеству, в котором каждый давно уже слышит только себя.