На требования Украины возместить ущерб за весь период оккупации Крыма и Донбасса «образованное» российское общество и Кремль долго отвечали: вы еще компенсацию за дань Золотой Орде с Монголии потребуйте. По их мнению, это была «остроумная» шутка.
Иском в Международный суд ООН в Гааге Украина дала понять: все гораздо серьезней и Москва не отделается нелепыми «шутками». Нелепыми, так как в отличие от Московии, Украина дань Золотой Орде не платила!
Миф об этой дани — подарок Украине от «старшего брата», которому было обидно, что он дань платил, а оба «младших брата» — Украина и Беларусь — нет, чем нагло подрывали другой миф: об освободительной миссии Москвы и историческом значении Куликовской битвы. Оба мифа возникли еще в Российской империи, но стали популярны именно в СССР, так как досоветские историки старались писать, опираясь все-таки на факты, а советские опирались на директивы КПСС и почти не были ограничены в мифотворчестве. Поэтому учебники «История СССР с древнейших времен» вполне можно назвать «Мифы советской власти» и вместе с «Кратким курсом истории ВКП (б)» и «Историей КПСС» поместить в собрание мифов народов мира как «Мифы советского народа», поскольку в СССР, по мнению КПСС, народ и партия были едины.
У белорусов, потомков кривичей, дреговичей и ятвягов (лето-литовского этноса), столь твердая «справка» о неуплате дани Золотой Орде, что это обескураживало даже советских историков. Войско Батыя в 1240 г. в оба княжества кривичей — Полоцкое и Смоленское не заглянуло «на огонек». Полоцкое княжество уже тогда контролировали литовцы. Позже оно все время было в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ), которое дани Орде не платило. Так что, «привет» освободителям от ига.
На Смоленское княжество уплату дани стал распространять Данила (умер в 1304 г.), сын Александра Невского, основатель династии московских «освободителей». Но в 1340 г. Смоленск восстал против «освободителей», отказался платить дань и заключил союз с Гедимином, главой ВКЛ. Хан Узбек возмутился, и для укрепления дружбы народов и единства государства, отправил в Смоленск своих воинов и Ивана Калиту с московскими и рязанскими борцами с ордынским игом, решить вопрос с данью, и отогнать от границы этого предшественника агрессивного блока НАТО. Калита был лично заинтересован в позитивном решении вопроса, так как отвечал за сбор и отправку дани в Орду в рамках великой освободительной миссии Москвы. Но Иван Калита умер в марте 1340 г. так и не взяв Смоленск. В 1341 г. умерли Узбек и Гедимин, и решение вопроса о дани со Смоленска затянулось на 25 лет. За это время войска ВКЛ трижды осаждали Москву и литовский князь Ольгерд воткнул на память в ее ворота копье. Но москвичи упорно отказывались сбросить иго и вступить в союз с ВКЛ против Орды.
Вопреки мнению «историков», москвичам иго нравилось, и они не спешили избавиться от него по двум причинам. Первая, — москвичи собирали дань для Орды с долей для себя и богатели. Вторая, — Москва при помощи войск Орды приводила в подчинение хану другие земли со всеми приятными для себя последствиями как в рекламной акции: приведи друга — и получишь бонус. Поэтому освобождение от ига в Москве постоянно откладывали до тех пор, пока Золотая Орда сама не развалилась.
Так как Смоленск бонусов от ига не получал, то в 1386 г. окончательно присоединился к ВКЛ, так и не уплатив дань Орде за все эти годы. В 1506 г. Москва захватила Смоленск, и отыгралась на нем сполна за отказ участвовать в ее гениальном плане борьбы с игом. В Смоленске провели смену населения, почти как сейчас в Крыму, но более жестко, — и он стал «исконно» великорусским городом. Так как освободить Беларусь от ига нельзя, то московско-советские «историки» взялись освобождать Украину, благо, по ней Батый прошел. Но возникла проблема: в источниках нет информации об уплате ею дани Золотой Орде. Совсем нет.
В 1257 г. Чингизиды по совету китайцев провели первую перепись населения на Руси для сбора дани. Перепись прошла во Владимиро-Суздальском и Рязанском княжествах, а также в Новгородской земле и вызвала восстания, подавленные Александром Невским. Перепись растянулась и в 1260-ые годы велась также в Тверском и Муромском княжестве. Но в летописях нет информации о проведении ни ее, ни второй переписи 1275 г. в землях Украины. Исключение, — сообщение Никоновской летописи о якобы ее проведении в Чернигове в 1257 г. Но эту летопись составили в Москве по заданию патриарха Никона в 1526—1530 гг. в весьма вольном стиле, почему историки с большим подозрением относятся к информации в ней. В случае с переписью в Чернигове, это оправдано, — запись сделана через 300 лет после события, и другими летописями не подтверждается.
В ходе переписи назначались баскаки, ответственные за сбор дани по ее спискам, но в 1275 г. после второй переписи баскаков упразднили, и сбор дани поручили Василию, внуку Александра Невского. Монголы и китайцы навсегда отказались от идеи ввести в Северо-Восточной Руси налогообложение по научным методикам, и отдали сбор налогов на откуп князьям аборигенов, производившим его «на глазок». Так что известная картина московского художника С. Иванова «Баскаки» (1909 г.) с натяжкой отражает ситуацию, которая была всего лишь 28 лет на заре 240-летнего ига.
Переписи и баскаки в трех государствах, существовавших в землях Украины к приходу Батыя, — Галицко-Волынском и Черниговском княжествах, ведших между собой борьбу за Киев, а также в Болоховской земле, в летописях отсутствуют, к досаде «старших братьев». Отсутствуют, несмотря на детальное описание в них отношений Данила и его преемников с Золотой Ордой и ее филиалами. В 1246 г. Данила Галицкий, Михаил Черниговский и Ярослав Владимиро-Суздальский, отец Александра Невского, ездили в Каракорум к хану Гуюку, чтобы решить вопрос, кто будет старшим на Руси. Живым вернулся только Данила, так как отказался от старшинства и был де-факто признан Гуюком самостоятельным правителем. Поэтому потомки Данила, как и Михаила Черниговского, никогда больше в Орду за подтверждением своих прав на княжение не ездили, в отличие от князей из дома Александра Невского, а также князей тверских и рязанских. Те 188 лет провели в Орде, толкая друг друга локтями, в очередях за ханскими разрешениями — ярлыками.
В 1253 г. Данила, как и литовский князь Миндовг, были коронованы легатами Папы Римского Иннокентия IV, что уже де-юре означало их независимость от Золотой Орды. Их коронация была вызвана тем, что православные митрополиты всея Руси, после ввода в сан в Константинополе, ехали к хану за разрешением быть митрополитами. Сохранилось шесть таких ярлыков митрополитам, выданных ханами с 1267 по 1357 г. Стать князем «милостью Божьей» от митрополита, означало признать себя вассалом хана, что было неприемлемо ни для Данилы, ни для Миндовга. Поэтому Юрий, сын Данила, учредил «под себя» отдельную Галицкую митрополию, просуществовавшую до 1401 г., а потомки Миндовга вели борьбу с Москвой за то, чтобы поставить митрополитом своего человека, и в итоге тоже создавали отдельную митрополию для ВКЛ. Литовцы вообще готовы были принять православие, но не хотели быть вассалами Орды, и поэтому в 1396 г. предпочли ему веру своих давних и проверенных врагов — крестоносцев.
В качестве свидетельства об иге в Украине можно было бы привести болоховцев, но московско-имперские историки их по ряду причин не любят и не упоминают. Государство «Болоховская земля» возникла в XII в. как конфедерация городских и сельских общин на части Хмельницкой, Винницкой, Тернопольской, Житомирской и Черкасской областей Украины. В 1240 г. ее атаманы и князья признали власть Батыя, и обязались давать ему просо и воинов, за что их осудили галицкие летописцы и назвали «людьми татарскими». К болоховцам после 1240 г. присоединились белобережцы, черномцы и другие общины, а также Киев, оставшийся без князей. Папский посол Плано де Карпини в 1245 и 1246 г. в Киеве ордынцев не обнаружил, они осели на р. Рось.
В 1250-ые Данила Галицкий стал планомерно захватывать эти сельские «республики». В 1258 г. в союзе с Миндовгом он предпринял последний большой поход на них и взял Возвягль (Новоград-Волынский), а Киев признал власть Миндовга и вошел в ВКЛ, чем избавился от ига, не дожидаясь московских освободителей. В Каракоруме заметили, наконец, что на далекой периферии империи «татарских людей» обижают, и прислали темника Бурундая с войском навести порядок. Данила обвинил во всем Миндовга, и Бурундай отправился в белорусские болота под Брест, но сильно в них не углублялся. В следующий 1259 г. Данила направил Бурундая на Польшу, с которой имел напряженные отношения, где тот устроил резню в Люблине и Сандомире, сильно всколыхнувшую всю европейскую общественность. Папа Александр IV решил: это веская причина реализовать план своего предшественника Иннокентий IV о большом крестовом походе против монголов-язычников, обещанном им Даниле и Миндовгу. Иннокентий IV успел уговорить участвовать в нем тевтонцев, чехов, немцев, поляков, венгров, датчане, болгары и только Александр Невский отказался. Но в 1254 г. Иннокентий IV умер и поход не состоялся. В 1259 г. Александр IV его все-таки объявил, но теперь взял и умер великий хан Мунке, и Бурундай срочно сам ушел на выборы нового хана. В этом узрели божий промысел, и из-за отсутствия монголов, основные участники похода, включая Данила и Миндовга, отправились в поход на других язычников — пруссов и ятвягов.
После ухода Бурундая Белая (Западная) Орда, кочевавшая от Дуная до Дона, вела себя тихо, признаков жизни не подавала, дани не требовала, лишь взимала плату за движение по черноморской ветви Шелкового пути. Данила Галицкий даже установил контроль над территорией современной Молдовы и Одесской области. В 1270-ые из предгорий Кавказа в Причерноморье пришел бек Ногай с джигитами и идеей завоевать Константинополь или хотя бы Венгрию и Болгарию. Сведений об уплате Львом Галицким дани Ногаю нет. Есть лишь информация о двух их совместных вялых походах как союзников на ВКЛ, первый инициировал Лев, и трех походах в 1280-ые в Венгрию и Польшу. Затем Ногай увлекся войнами с Болгарией, совсем перестал слушаться великого хана Тахту, и тот в 1300 г. разбил его войско под Куяльником. В этой битве погиб и сам Ногай, но остатки его орды продолжали называть себя ногайцами и тихо кочевали в Приазовье. Вся эта Белая Орда, включая Крым и другие мелкие орды, считала себя самостоятельным государством и постоянно пребывала в оппозиции к Золотой Орде, которой дань платить не хотела.
На этой почве неуплаты дани Белая Орда еще долго дружила с ВКЛ против Золотой Орды. В 1399 г. она при помощи литовского князя Витовта и тевтонских рыцарей даже сделала попытку совсем отделиться от Золотой Орды, но союзники были разбиты в битве на Ворскле. После образования в 1441 г. Крымского ханства, как преемника Белой Орды, ей это таки удалось, в отличие от Московии, которая до 1480 г. оставалась данником Золотой Орды.
Спорной пограничной территорией между ВКЛ и Крымским ханством были земли «Яголдаевой тьмы» южнее Путивля на стыке Сумской и Луганской областей. С конца XV в. крымские Гиреи очень любили напоминать литовским князьям, что эти земли Белая Орда передала в лен Витовту, и поэтому просьба вносить за них регулярно арендную плату (дань). Литва возражала. Переписка Бахчисарая и Вильнюса шла до тех пор, пока спорную малонаселенную землю не захватило Московское царство. Эта переписка и болоховцы — два единственных свидетельства о какой-либо дани с украинских земель. Поэтому московские «историки», чтобы расширить иго на Украину, используют аналогию: если «старший брат» дань платил, то и «младшие» платили. При таком уровне «науки» и «образования» в России, пассажи из Москвы о взыскании Украиной с Монголии назад дани, могут показаться остроумными только невеждам типа Лаврова и «совкам», все еще тиражирующим мифы КПСС в университетах и академиях Украины. Весной они, видимо, опять будут требовать денег на «науку» и рассказывать, как она погибает без дани и «освободителей».
Если судебная реформа медленно, но движется, то реформы в системе образования и науки еле теплятся, притом, что Бисмарк, разбив австрийцев при Садовой, очень верно сказал: «Прусский учитель выиграл сражение при Садовой». Свидетельств, что Бисмарк эту фразу произнес, нет, но она стала популярной, и сейчас ситуацию можно обозначить так: выиграет ли Учитель сражение у «Совка»?