5 октября 1842 г. Маркс назначили редактором «Рейнской газеты» и 16 октября вышла его статья «Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung». В ней «отец» «научного коммунизма» признал целесообразным расстреливать коммунистов из пушек, пишет Сергей Климовский для vnews.
Маркс писал: «Мы твердо убеждены, что по-настоящему опасны не практические опыты, а теоретическое обоснование коммунистических идей; ведь на практические опыты, если они будут массовыми, могут ответить пушками, как только они станут опасными; идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им». (Т. 1, с. 118). После этого Маркс как редактор заверил читателей: «Рейнская газета»,? «не признаёт даже теоретической реальности за коммунистическими идеями в их теперешней форме, а следовательно, ещё менее может желать их практического осуществления или же хотя бы считать его возможным». (Т. 1, с. 117.)
Маркс слово сдержал. Пока он был полгода редактором, то закрыл вход «демонам» в газету — прекратил печатать в ней прокоммунистические статьи своих недавних друзей-гегельянцев из университета, — их впустил ее первый редактор коммунист Мозес Гесс. Позже Гесса в «Союзе коммунистов» будут шутя называть «красным ребе», а после его распада Гесс стал «отцом» социалистического направления в сионизме.
Легенда марксистов о «Рейнской газете» как коммунистическом издании верна лишь отчасти. Оно было таким попутно и до того, пока Маркс не стал редактором. Это был совместный проект правительства Пруссии и семей вестфальских бизнесменов Людольфа Кампгаузена и Густава Мевиссена против старой и влиятельной католической «Кельнской газеты». Правительству протестантов не нравилась активность католиков на границе с Францией, а у бизнесменов был конфликт с горсоветами Вестфалии в стиле: застройщики против экологов. Они хотели строить железные дороги и пустить пароходы по Рейну, а горсоветы и «Кельнская газета» этому противились. Для борьбы с ней создали «Рейнскую газету», куда пригласили авторами всех нетрудоустроенных выпускников философского факультета Берлинского университета, включая Маркса. Их силами ее за 1,5 года «раскрутили» до 3400 подписчиков против 8300 у «Кельнской газеты», но 1 апреля 1843 г. закрыли, — прусская монархия решила: газета приобрела республиканскую направленность. Терпеть «вольтерьянцев» в своих новых владениях — Вестфалию отдал Пруссии русский царь Александр I в 1815 г. взамен отнятой у нее Польши — в Берлине не желали. Рядом была революционная Франция, и республиканская Вестфалия могла сбежать к ней. Газету закрыли не за коммунизм, его «демонов» из нее изгнал Маркс, а за идеи демократизма, но Кампгаузен уволил Маркса из редакторов за диктаторство еще за две недели до закрытия. Диктаторские замашки Маркса в быту и общении позже будут отмечать многие.
Александр I, отдавая Вестфалию Пруссии, поместил ее войска у границ Франции на случай новой революции там, но побочным результатом этого стало появление Маркса, предки которого сто лет были раввинами в Трире. Когда в Вестфалию пришел Наполеон, то он уравнял в правах немцев и евреев, и отец Маркса, как республиканец, решил: пора прервать семейную традицию и стал юристом. Но в 1814 г. пришли русские и пруссаки, все восстановили, и он оказался перед выбором: вернуться в раввины или креститься и остаться юристом. В итоге он стал один из трех евреев в Германии, которые выбрали второе. Так что, если бы не Наполеон и не увлечение старика Гершеда (после крещения — Генриха) Вольтером и Руссо, то его сына звали бы не Карл. Но Карл закончил с трудом Берлинский университет и оказался в Кельне в «Рейнской газете», где в итоге сменил на посту редактора своего сокурсника Адольфа Рутенберга, уволенного за пьянство. До того Рутенберга уволили из учителей за пьянство и политику.
Перед уходом Рутенберг поместил в газете перепечатку статьи о семейных домах из журнала «Молодое поколение» лидера немецких коммунистов Вильгельма Вейтлинга, и на юную «Рейнскую газету» обратила внимание старая баварская «Allgemeine Zeitung» (Общая газета), издававшаяся 50 лет. По поводу перепечатки она поинтересовалась: не стала ли «Рейнская газета» рупором коммунистов? Маркс радостно за это ухватился и написал указанную статью, где всячески оскорблял аугсбургскую газету и провоцировал газетную дуэль. В Германии о коммунистах и социалистах тогда было известно мало. Профессор из Киля Лоренц фон Штейн, чтобы просветить немцев, ездил во Францию для их изучения на месте, и в 1842 г. издал книгу «Социализм и коммунизм в современной Франции». Ее прочел Маркс, и счел себя экспертом по теме, которая обещала быть интересной, чем слушания в Рейнском ландтаге о краже хвороста и прочих провинциальных мелочах, о которых он до того писал.
Интуиция Маркса не подвела. В 1843 г. горсовет Цюриха арестовал Вейтлинга, земляка Маркса, и начал первый в истории суд над коммунистами. Вейтлинг был сыном немки-служанки и наполеоновского офицера, пропавшего в России, не имел диплома, но обладал даром пропагандиста, и вел жизнь странствующего портного и проповедника. В 1836 г. он дошел до Парижа и познакомился с коммунистической и социалистической литературой: с 1840 г. во Франции ярко загоралась звезда Этьена Кабе.
Кабе был сыном бондаря, но получил образование юриста, стал республиканцем и активным участником революции 1830 г. и за все эти заслуги король-революционер Луи-Филипп назначил его генпрокурором Корсики. Но Луи-Филипп не спешил объявлять Францию республикой, так как на границе стояли войска Пруссии и Австрии, а за ними Россия, и Кабе поругался с Луи-Филиппом. Быть республикой Россия разрешала только Швейцарии, так как в ней всё было слишком запущено из-за 500 лет отсутствия монархов, и ее территория него не интересовала. Суд приговорил Кабе к двум годам тюрьмы, но Луи-Филипп не мешал ему сбежать в Лондон.
Там Кабе прочел «Утопию» Томаса Мора, изданную в 1516 г., и сдружился с Робертом Оуэном, которого Маркс считал коммунистом, но тот себя им не считал, хотя и неудачно создал коммуну «Новая гармония» в США. Кабе тоже решил создать коммуну и написал по мотивам Мора книгу «Путешествие в Икарию», но указал адрес Икарии — р. Красная, недавно возникшее государство Техас. В 1839 г. Луи-Филипп разрешил Кабе вернуться, но с условием, что тот будет создавать коммуны, а не устраивать военные перевороты как революционные коммунисты Бланки и Барбес в том же 1839 г.
Кабе вернулся и за деньги Луи-Филиппа начал активную пропаганду коммунизма, взяв это слово из христианской теологии, где оно означало гармонию в загробном мире среди душ одной веры. В средневековье достичь этой гармонии среди живых предполагалось методом превращения всей Европы в один монастырь, и монахи нищенствующих орденов спорили: являются их рясы частной собственностью или собственностью монастыря, хотя и не называли себя коммунистами.
Впервые коммунисты упомянуты в польской брошюре 1569 г. о стычках анабаптистов и моравских братьев. Обе эти религиозные группы практиковали общность имущества, коллективный труд и уравнительное распределение вещей и еды, что достигали методом общей трапезы. Брошюра называла коммунистами вооруженные отряды обеих общин, которые отнимали собственность друг у друга, видимо, как у «ревизионистов», а заодно и у некоммунизированных соседей. За озабоченность темой собственности поляки также называли их «экономистами». В последний раз отряды коммунистов были замечены в Нидерландах в Тридцатилетнюю войну (1618−1648), затем это слово на 250 лет вышло из активного употребления. Даже первые коммунисты Нового времени — Гракх Бабеф и Филиппо Буонаротти, составившие в 1897 г. во Франции заговор во имя революции равенства, называли себя демократами, а не коммунистами.
Кабе его реанимировал? с 1840 по 1842 г. он издал три брошюры, в заглавии которых использовал слово «коммунизм». Среди них? и «Кредо коммуниста». К 1843 г. у Кабе, по восторженному мнению Энгельса из Манчестера, было полмиллиона сторонников, по оценке Прудона, враждовавшего с ними и жившего во Франции, их было около 100 тысяч. На цифру Энгельса компартия Франции вышла только в 1946 г. — в ней было 900 тыс. человек, в 1975 г. — около 0,5 млн. Кабе стали уважительно называть «папаша Кабе». Вейтлинг проникся идеями Кабе, но создал свою модель распределения и изложил ее в книгах «Человечество, каким оно есть и каким должно стать» и «Гарантии гармонии и свободы» (1842). Ими он вызвал раскол в «Союзе отверженных» — организации немецких мигрантов-республиканцев, ждавших в Париже революцию, которая объединит 38 немецких монархий в одну республику. В итоге 400 человек из «Союза отверженных» ушли с Вейтлингом в «Союз справедливых», считая, что Германия будет коммунистической республикой. После этого Вейтлинг уехал агитировать швейцарских немцев, где в 1843 г. и был арестован горсоветом Цюриха. На суде горсовет обвинял Вейтлинга и коммунистов в искажении «Библии», а те доказывали, что коммунисты и есть настоящие христиане. Суд признал коммунистов вредной сектой и постановил выслать их из города. Цюрих добился одобрения этого решения и другими кантонами, но на практике те саботировали его выполнение: коммунистов сочли новым отколом среди протестантов, и это радовало католиков.
Антикоммунист Маркс за всем этим скептически наблюдал из Кельна, и в сентябре 1843 г. в письме к социалисту Арнольду Руге в Париж очень точно назвал коммунизм «догматической абстракцией». (Т. 1, с. 379). То есть, искусственной конструкцией, которая принимается на веру и доказательству не подлежит. Маркс в это время склонялся к социализму (демократии) и расточал комплименты Леру, Консидерану и Прудону. Но в силу житейских и личных обстоятельств в 1846 г. Маркс решил, что выгодней быть коммунистом. Он стал называть критику Прудоном их смехотворной и вступил в партию Вейтлинга, которого вместе с Энгельсом и Гессом уговорил переименовать «Союз справедливых» в «Союз коммунистов».
Но Маркс ошибся в расчетах: Европейская революция 1848−1849 гг. на 70 лет похоронила коммунистов как политическое течение: это слово вышло из употребления, и его только в 1918 г. реанимировал Ленин, а сами коммунисты в 1850 г. попытались убить Маркса. Но об этом мы расскажем несколько позже.