Задумайтесь.
Главным фактором, влияющим на историческое развитие человечества, является простая и обыденная человеческая скука.
Именно она, скука, расставляла войска в боевом порядке, захватывала и жгла города, присваивала и отторгала земли, замышляла интриги во дворцах и вне их, основывала религии, строила любовные многоугольники, а потом кромсала их, изводя количество углов до нуля. Именно она, скука, создавала дерзких авантюристов и нелепых алхимиков, была автором научных и географических открытий и родила если не саму любовь, то как минимум изощренность неотрывного от нее секса. Она, скука, явилась причиной развития эмоционального начала в человеке, его способность нервничать и печалиться, гореть, радоваться, испытывать восторг. Она — источник, первопричина, предтеча нашей жизни.
Эволюция, по Дарвину, неверна хотя бы потому, что искусственна и надуманна, от нее так и веет человеческим изобретением. Она слишком упрощена, чтобы быть доступной школьникам и домохозяйкам, и бессильно пыжится вписать бесконечность мира в свою примитивную модель. Эволюция скуки куда более изобретательна и эластична, она не претендует на все, у нее нет четких правил развития, она расплывчата, как человеческое желание. У нее нет ровных краев, они оборваны и надрезаны, а иногда искусаны и плещутся на ветру своими болтающими ошметками. А вместе с ними болтается и само истерзанное, исколотое время, не пытаясь подавить и объяснить все, потому что все не объяснимо.
Скука зародилась вместе с человеком, вместе с необходимостью накормить себя и продолжить род, что цикличны и по-своему примитивны.
А скука требует изобретательности, постоянного коварного изменения, потому что она в отличие от остального не насыщается одинаковым и требует неисчерпаемого разнообразия. Чем себя мог развлечь человек триста лет назад? Да ничем. Не было ни телевизоров, ни радио, нельзя было поболтать по телефону, даже почитать газету было невозможно. Невозможно было путешествовать, потому что отсутствовали механические средства передвижения. Нам и сейчас с компьютерами, телевидением, книгами и самолетами зачастую скучно. Конечно, это лишь частично относится к крестьянину и ремесленнику, у них оставалась прерогатива труда, пахать и сеять, ткать и строгать, но крестьяне и ремесленники редко влияли на истории, как и редко развивали культуру.
Историю делали короли, герцоги и прочие бороны. Единственное, чем они могли себя побаловать, — это четыре забавы, две из которых воевать и интриговать, в большей степени развивали, так сказать, политическую часть истории. Две другие — чревоугодие и секс разного вида — развивали культурную и эмоциональную составляющую.
Скука — самый мощный стимулятор и движитель, и нет ничего сильнее ее. Именно она сформировала человека и ответственна за все лучшее, что произошло с ним, но и за все худшее тоже.