"Перчатка брошена в лицо... и это значит - по ком-то колокол забьёт, заплачет..."
Женская дуэль или женщины тоже дерутся
Наивно было бы предполагать, что только в двадцатом веке женщины решились доказывать своё «мы не хуже».
Честолюбие — это грех. Но куда честолюбию мужчины до честолюбия женщины? И кто сказал, что женщина не может выбирать себе избранника, а тем более защитить его от посягательств «хищницы», которая посмела даже просто посмотреть на того, кого дама уже записала в свою собственность. Женщинам вообще свойственно желание обладать тем, что не может ей принадлежать, при нормальных условиях.
История зафиксировала огромное количество информации о женских дуэлях, схватках и боях, когда обильно лилась кровь соперниц и даже мужчин, которые усомнились в способности женщин отстаивать свои права.
Совершенно точно установлено, что дамы во все времена не гнушались добывать то, что им хочется при помощи физической силы. Историк Древней Греции Геродот писал о том, как милые греческие женщины собираются в толпы и «дерутся свирепо» на палках. Тяга к риску у древних гречанок была так велика, что они пробирались на Олимпийские игры, на которые женщины не допускались под страхом смерти. Ситуация в Древнем Риме была аналогичной: писатель древности Аммиан Марселлин писал о диких галльских женщинах, которые умеют драться кулаками и ногами, и дерутся не только с другими женщинами, но и с мужчинами. А цивилизованные римлянки, в это время, сражались в женских гладиаторских боях, обожали посещать мужские бани и, вообще, вели разгульный образ жизни.
У благородных и древних викингов существовал интересный обычай, который назывался прогулкой по острову — двух дуэлянтов выпускали на остров с равным оружием, а забирали с остова только одного. Если одним из «гуляющих» была женщина, то мужчин помещали в глубокую узкую яму до пояса, или привязывали одну из рук к телу мужчины. Такой бой считался честным.
Самые первые сведения о женской, именно, дуэли, т. е., когда современники назвали это не женскими боями или «женщины дерутся, а непосредственно женская дуэль, относятся к 27 мая 1571, когда в миланский женский монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатных дамы. Дамы попросили у настоятельницы разрешения разместиться в комнате для молитвы. Ничего не подозревающая настоятельница выделила дамам комнату. Как только за служками закрылась дверь, дамы выхватили кинжалы и начали дуэль. Когда встревоженные обитатели монастыря вошли в комнату, то из взору предстала страшная картина: комната была залита кровью. Одна дама была мертва, а другая была тяжело ранена и умирала.
Но еще раньше, в 1552 году в городе Неаполе, две дамы высшего света: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла, в присутствии маркиза де Васта, устроили дуэль. Дрались дамы из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Эта дуэль настолько потрясла свет, что говорили о этой дуэли очень и очень долго. История превратилась в легенду и испанский художник Хосе Ривера написал в 1636 году картину «Женская дуэль», которая, впоследствии, стала украшением музея Прадо.
Все слышали о кардинале Ришелье, но мало кто знает, что до того, как стать кардиналом, герцог Ришелье был большим дамским угодником и за его благосклонность дамы дрались на дуэли. Известно, что осенью 1624 года графиня де Полиньяк вызвала на дуэль маркизу де Несль. Герцог то бросал графиню, то возвращался, то снова находил другую даму. Графиня де Полиньяк прощала «ветренику» его измены, но не намерена была прощать дамам, с которыми герцог ей изменял или намеревался изменить. Маркиза де Несль тоже была влюблена в Ришелье и когда графиня предложила ей драться приняла вызов, в надежде устранить соперницу. Достоверно известно, что дрались дамы в Булонском лесу. Каким оружием пользовались дамы неизвестно (есть версии и шпаги и пистолета). Известно, что маркиза де Несль была легко ранена, но крови было много. Так же известно, что когда графиня узнала, что её соперница ранена легко, она прокричала: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Есть еще и вариант того, что сказала раненная маркиза о своей ране и о ветреном герцоге: «О, да, он достоин того, чтобы пролить ещё больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всём свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье — сын бога войны и богини любви». Вот такая дуэльная романтика.
Пик моды на женские дуэли пришелся на середину 17 века: Франция, Италия, Англия, Германия — жёны легко и непринужденно хватались за шпаги и пистолеты по любому поводу: любовники, мужья, одинаковое платье, небрежное слово, косой взгляд — и прогулка в ближайший лес. Дамы словно сошли с ума в желании поубивать друг друга. Современники отмечают особую жестокость женских дуэлей — они в два раза чаще, чем мужские, заканчивались смертью или тяжёлым увечьем. Дело в том, что мужские дуэли имели свои правила, и мужчины были обязаны эти правила соблюдать. Женщины дрались без правил и не было в женской дуэли запрещённых приёмов, поэтому дамы позволяли себе смазывать клинки разными составами для того, чтобы раны заживали дольше и были болезненными, а последующие шрамы были уродливыми. Если дамы выбирали пистолеты, то они стрелялись до тех пор, пока одна из них не оказывалась мёртвой или тяжело раненной.
А что в России? Женщины часто вспоминают «Домострой», который сделал женщину не свободной. Но он не только сделал её не свободной, он ещё и оградил русских женщин от дуэлей. Петр I отменил «Домострой», но дуэли запретил даже для мужчин. Он считал недопустимым терять людей, которые были нужны государству для трудов ратных.
Однако, женщины уже вырвались на свободу и остановить их было уже невозможно. Дуэли, и особенно женские, стали нормой и особенно во времена Екатерины II. Будущая русская императрица прибыла в Россию уже с опытом дуэлей. Достоверно известно, что в возрасте пятнадцати лет немецкая принцесса Софья Фредерика Августа получила вызов от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт, которой тоже было пятнадцать лет. Нет информации о том, что не поделили две девочки, но точно известно, что они дрались на шпагах. К великому счастью детей, тогда всё обошлось без убийства.
И когда Екатерина стала императрицей, женские дуэли в России стали нормой. Русские дамы дрались со смаком и удовольствием: известно, что в 1765 году только придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, при этом в 8 дуэлях секундантом была сама Екатерина. При этом императрица была противницей смертельных исходов. Она требовала дуэлей до первой крови. Именно поэтому из 20 дуэлей только три закончились смертью дуэлянток.
Вы, наверное, слышали о княгине Екатерине Дашковой, которая слыла дамой образованной, умной и утончённой. В 1770 году будучи в Лондоне, в доме графов Пушкиных (граф был русским послом в Англии) княгиня случайно встретилась с герцогиней Фоксон, которая приехала в гости к графине Пушкиной. Дамы мило беседовали в гостиной. Герцогиня Фоксон слыла одной из самых образованных дам Англии и ей очень хотелось побеседовать с самой образованной русской дамой. Образованные дамы общались полчаса и общение плавно переросло в спор. И хотя дамы были хорошо воспитаны и образованы, спор быстро превратился в скандал, и английская леди оскорбила русскую даму. Княгиня подошла к герцогине и попросила последнюю встать. Герцогиня Фоксон встала и получила по физиономии. Так как она была истинной леди, то тут же дала сдачу.
Бедная графиня Пушкина и опомниться не успела, как дамы начали требовать у неё шпаги. Бедная хозяйка пыталась примерить разъяренных красавиц, но успеха не имела. Пришлось ей, как гостеприимной хозяйке вооружить соперниц шпагами и проводить их в сад. Дуэль длилась не долго: англичанка оказалась удачливее и ранила Дашкову в плечо.
Поскольку российские дамы Света считали дуэль нормой и даже определенным шиком, то это занятие подхватили и остальные российские дамы. Русские бретерши облюбовали дамские салоны. Только в петербургском салоне мадам Вострухиной в 1823 году состоялось семнадцать дуэлей.
В целом, информации о женских дуэлях в России сохранилось не много, и этому есть объяснение — официально дуэли были запрещены даже для мужчин.
Абсолютно нелепой была смерть молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Она была безумно влюблена в молодого человека. И так получилось, что рядом с этим молодым человеком оказалась не менее юная леди. Оказалась не в постели или будуаре. Просто на светском рауте. Имя этой юной особы история не сохранила. Малевская, в приступе ревности, вызвала девушку на дуэль и в тот же вечер дамы стрелялись. При том, что обе женщины не имели навыков обращения с пистолетами (по объяснениям женщин-секундантов), юная незнакомка убила Малевскую первым же выстрелом.
Необходимо отметить, что когда дело касалось мужчин, российские дамы оказывались не менее кровожадными, чем леди западной Европы. Дуэли из-за мужчин практически всегда кончались смертью одной из участниц дуэли.
В начале двадцатого века состоялась дуэль между женщинами-президентами. С одной стороны — почетный президент Венской музыкальной выставки, принцесса Полина Миттерних, с другой — президент женского комитета этой выставки. Повод — разногласия по вопросам устройства выставки. Одной из секунданток была принцесса Шварценберг. В качестве врача выступила некая баронесса, имеющая учёную степень доктора медицины. Принцесса Миттерних была ранена в нос, но отплатила противнице уколом в руку.
И что тут скажешь. Умницы, принцессы, президенты и… дуэль.
Вот такая она — женщина: милая, нежная, любящая и жестокая,
кровожадная, готовая драться и убивать. Загадка, одним
словом.