Евгения Шаталова — мама. У нее две любимых дочки, каждая со своим призванием. Одна — физик-ядерщик, вторая — талантливый поэт. Правда, та, что поэт — Соня — вслух свои стихи не читает. Только пишет. Она — аутист. Немая.
Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото — в молчанье?
Камнем загорожена дорога
словам из сердца — ну, не печально?
Эти две силы — тяжелая болезнь и удивительная душевная полнота — борются в Соне с детства. Женя рассказывает — дар обнаружили случайно:
— Нам удалось, хоть и с очень большим трудом, записать Соню в нашу обычную, местную школу. Разные ее способности проявились — к математике, например. Я ее в шутку спросила: «Может, ты еще и стихи пишешь?» Дочка кивнула. Взяли ручку, и слова из нее полились…
Звучит легко: взяла ручку и стала писать. Но за этим «писать», как и за всем в Сониной жизни, стоит колоссальный труд. И изматывающая борьба.
Чтобы сесть за парту, Соне пришлось ходить на занятия по реабилитации. Она справилась, но свое право учиться и развиваться ей пришлось не раз доказывать. Сущесвуют комиссии — ребенка проверяют, и после одной из таких проверок Соня впала в жестокую депрессию. Она тогда уже писала, но ей не поверили, отказали в авторстве. В лицо сказали: кто-то из близких пишет за нее.
Соня тогда окаменела. Обвинили в страшном — в душевной немоте!
Закрылась, перестала играть, идти на контакт — но все-таки нашелся психолог, который сумел эту ранку залечить и тут же получил в подарок стихотворение:
Я — не немая! Я — говорю!
Без звука, но тоже словами.
На пашне взойдут и увидят зарю
Стихи, будто поле с цветами.
— У Сони очень сильный характер, — говорит Женя. — Ей с большим трудом даются какие-то простые, привычные для нас действия — да вот даже туда-сюда пройти по просьбе, выполнить инструкцию. Но если ей нужно провести внутреннюю работу, чтобы продвинуться вперед — она это сделает.
Смотришь на эту спокойную, с достоинством себя держащую женщину и думаешь, что характер у них один на двоих. Сильный.
— Ну во-первых, Бог помогает, — улыбается Женя. — Во-вторых, силы нахожу в самой Соне. Ну и мое упорство.
Это упорство помогает преодолевать нередкое недоумение окружающих: как, немую девочку-аутиста учить? Лечить? Развивать? Принимать? Чтобы как все?
А это «как все» когда-то было Сониной мечтой. Не главной, но значимой, пока не поняла, что это невозможно, да и не нужно.
А главное желание — помогать людям. Соня написала об этом в 8 лет: «Я буду работать… консультантом по мечтам. Но чтобы такое будущее состоялось, надо, чтобы как можно больше людей приняли Бога, пришли к Нему. Так что я сначала буду помогать людям в этом. Как? Скорее всего словом: поэтическим и молитвенным».
И помогает. Правда, сейчас труднее: у 21-летней Сони обнаружили вирусы, которыми поражена ее нервная система.
— Когда Соня была ребенком, врачи были убеждены, что аутизм — это просто другое название шизофрении, — рассказывает мама Сони. — У взрослых — шизофрения, а у детей вот — аутизм. Когда Соне два года назад стало очень плохо, она попала в государственную психиатрическую больницу. Заведующая отделением там сказала: «Мне неинтересно, что с ней». Только в платной клинике нам сразу сделали все анализы и выявили проблему. Конечно, нынешнее лечение — в Сонины бы 8−9 лет…
Соня пишет сейчас в основном для себя, свое личное, пока к публикации не готовое. Но делиться своими стихами и текстами — очень важно для нее. Возможность рассказать о своих мыслях множеству людей Соне дал фильм «В АУТЕ», снятый в 2012 году.
— Соня восприняла этот фильм как возможность разговора с большим количеством людей. Для нее это была реальная возможность сказать о том, что важно, и не только для нее — для всех. Если диск с фильмом выйдет, люди его получат, это, конечно, будет для нее радостью. Для нее очень важно — кто будет смотреть фильм о ней, услышит ее стихи…
Таково нелегкое Сонино призвание — делиться с окружающими тем светом, который ей дан, своим талантом и своей верой, несмотря на тяжесть своего недуга. Отгороженная, оторванная от мира физически, Соня прочно связана с ним духовно. Как говорит Женя, «Бог для нее — здесь, Бог с ней рядом».
И мы можем оказаться на связи с ней — став ее зрителями и читателями.
Сейчас создатели фильма «В АУТЕ» запустили некоммерческую кампанию по сбору средств на издание DVD-диска с фильмом. Этот документальный проект стал для Сони своеобразным окном в мир, возможностью ощутить свою включенность в него. Выпуск диска — это шанс продлить эту радость для Сони.