Очнулся в цепях
Сразу несколько телеканалов — НТВ, Красноярская Прима-ТВ, а вслед за ними ряд периодических изданий, в том числе КП-Красноярск, рассказали в прошлом году о необыкновенной и трагичной судьбе жителя Красноярского края Александра Вознева, который треть своей жизни провел в качестве раба на маковых плантациях и верблюжьих пастбищах в Пакистане.
В неволю он попал в начале 90-х, а домой смог вернуться только в 2012 году. Произошло это следующим образом. В 1991 году Александр завербовался на одну из строек Москвы, 24 апреля прилетел в Шереметьево в компании еще нескольких мужчин. Там встречающие покормили их в буфете, напоили чаем…
— Очнулся я в грузовом самолете. Там было около 40 человек. Все русские. На руках и ногах — цепи, чтобы не убежали, — рассказывал журналистам Александр. Так он стал рабом. Привезли его и товарищей по несчастью на маковые плантации в Пакистане. Каким образом живой груз был беспрепятственно доставлен через границу — этого Александр до сих пор не знает. Хотя нетрудно догадаться, что здесь действовала хорошо отлаженная работорговческая сеть, с участием в ней и пограничных, и таможенных структур как российской, так и сопредельных сторон.
Молочко, да не то
Плантации находились среди гор, на них, зачастую в 50-градусную жару, под присмотром вооруженной охраны, трудились — собирали маковое молочко, — рабы со всех концов света. Около каждой плантации было построено от пяти до восьми бараков, в них и обитали невольники.
— А мак там другой, — вспоминает Александр Вознев, — Здоровые такие цветы! Когда цветет, лучше туда не заходить — можно уснуть навсегда. Однажды я провинился — разлил молочко. И охранник как даст мне по руке прикладом! Раздробил фалангу одного пальца вдребезги. Что делать? Пришлось отрезать ее самому. А потом зашивать простыми нитками. Чтобы рана не загноилась, прикладывал к ней кашицу из травы. Растет там такая, вроде каланхоэ. Зажило за неделю.
Рацион питания был очень скудный — неизменная пиала лапши с верблюжьим жиром да зеленый чай с солью, который, кстати, очень неплохо помогал переносить испепеляющий зной. Наказывали рабов часто, прежде всего — за непроизводительную или некачественную, по мнению охранников, работу. Били плетками, подвешивали за прикованные к ногам и рукам цепи, и висит так провинившийся раб до нескольких дней, без питья и воды. Конечно, после такого наказания вкалываешь уже изо всех сил, на переделе возможности, лишь бы снова не стать объектом издевательств надсмотрщиков. А кому было совсем невтерпеж — конечно, пытались бежать.
— Но их быстро ловили, — со вздохом говорит Александр. — Привозили и перерезали горло. Тело выбрасывали в пропасть, а голову насаживали на шест и выставляли. Чтобы видели и боялись.
Рабам не давали общаться друг с другом — чтобы не задумали чего. За этим следили «стучащие» охране осведомители, находящиеся среди них же.
Чтобы не впасть в черную меланхолию, Александр часто думал о дочках — как они там? А их в Сибири у него осталось целых три, совсем маленькие еще — Полина, Оксана и Тая. Правда, жили они с матерью, с которой Александр к моменту отъезда на заработки в Москву был в разводе.
А еще все тяготы рабства Александру, по его словам, помогала переносить молитва.
Нательный крестик у него отняли вместе со всеми документами, но каким-то чудом удалось сохранить маленький оберег, с изображением Девы Марии с одной стороны, и текстом молитвы — с другой. Вот на эту ладанку Александр и молился, и ему вроде становилось легче.
Верблюдопас
А вскоре наступило и реальное облегчение — с каторжной работы по сбору опийного молочка его, спустя пять лет, перевели на пастьбу верблюдов. В стаде их, двугорбых и надменных, было больше тысячи, но они слушались своего пастуха, разговаривающего с ними на незнакомом языке.
— Я за эти годы уже успел освоить хинди и фарси, и даже временами думал на чуждом мне языке, — со смущением рассказывает Александр. — И вот, чтобы не забыть родной русский, и разговаривал на нем с верблюдами.
Первое время за ним следили, довольно пристально, аж целых два охранника. Потом, видя, что верблюжий пастух как будто смирился со своей участью и не выказывает никакого недовольства, к Александру охрана стала наезжать всего раз в неделю, позже и того реже — раз в месяц.
И спустя двенадцать лет с начала пребывания в роли верблюжьего пастуха он, наконец, решился бежать. Почему не сразу? А вы смогли бы, когда только при одной мысли о побеге сразу же перед глазами возникали картины кровавой расправой над изловленными беглецами?
Александр готовился к этому ответственнейшему поступку в своей жизни очень тщательно — накопил сухарей, заготовил вяленого мяса, воды и однажды покинул пастбище. Взял с собой двух верблюдов — и в путь. Он путешествовал по пустыне более трех месяцев!
— Как все вынес? — переспрашивает Александр. — Вычислял, где оазисы, верблюды их чуют. До первого шел 16 дней, хотя верблюды могут продержаться максимум 12. Когда они увидели воду, пили часа четыре. Не отрываясь.
Поселения он обходил далеко стороной — а вдруг там его ждут преследователи? Когда кончились продукты, верблюдов, поочередно, пришлось употребить в пищу. Когда и эта еда кончилась, осмелился заходить в кишлаки, тем более, что сам стал походить на местных — такой же обросший, в чалме и халате из верблюжьей шерсти. Делал вид, что ищет работу. И ему помогали.
Прошел четыре государства
Так он за три года, в общей сложности, прошел через территории четырех стран — Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Казахстана. Почему не задержали пограничники? А как-то так выходило, что пересекал их на неохраняемых участках. Даже когда в Россию попал, где, как известно, «границы на замке», не сразу это понял.
— Было это ночью, в июле 2012-го, — улыбается Александр. — Перепрыгнул какую-то ограду из «колючки». Потом оказалось, это граница. Вижу трасса, над ней вывеска. В свете фар проходящих машин разглядел надпись: «Дорогу обслуживает омское ДРСУ». Мама, я что, в России что ли? Сел на вещмешок, вытащил пачку казахского «Полета», выкурил 8 или 10 сигарет сразу. Колотило всего! Никак не мог успокоиться…
И долго еще после того, как оказался на родине, Александр не мог обрести успокоения. Жена с детьми к тому времени, оказывается, уже перебрались на Дальний Восток, жившие в Краснодарском крае мать и отец уже покинули этот свет, брат с семьей погибли. Хотел было притулиться у тетки в Краснодарском крае, но та не приняла ставшего похожим на бомжа родственника.
Так он промыкался три года — без документов, без денег, по сути — бродяжничая по стране.
Пока, наконец, вновь не оказался в Восточной Сибири, откуда и начались его злоключения. Решил обосноваться в Красноярске.
И снова — Красноярск
С работой вроде бы вопрос решился — устроился на автозаправку, но жить было негде. Рассказал свою историю знакомому. И тот, проникшись несчастьями Александра, предложил: у меня дом пустует в деревне — занимай! И сам же перевез его на новое место.
Так у Александра, наконец, появился свой угол -щелястая хибара в маленьком поселке под Красноярском. Ничего в ней нет — ни мебели, ни удобств, ни электричества. Но зато — своя! Сюда он приходит после работы, готовит себе какое-то варево на печке, отдыхает душой и телом.
Александр очень доволен. Можно даже сказать, счастлив.
— Это рай какой-то! — с искренней радостью говорил он в интервью журналистам. — Свой угол, при нем семь соток земли. Я уже все вспахал — картошку, капусту, морковку посажу. Друг пообещал машину пригнать, «Жигули», собаку привезти. Паспорт получил (это, кстати, именно при получении паспорта получили широкую огласку его злоключения и набежали репортеры — М.В.) Устроился пастухом, работаю. Жизнь налаживается!
А что же с его семьей — спросите вы? Александр, историю которого сегодня знает, почитай, уже вся страна, был недавно приглашен в эфир одного из столичных телевизионных каналов. Журналисты хорошо подготовились к передаче, от них-то Александр и узнал, что жена его умерла еще три года назад. Он попытался наладить отношения с дочерями, но те, обиженные на отца — пропал на столько лет, алименты не платил! — отказались от него.
Сын нашелся!
Но нет, как гласит народная поговорка, худа без добра. Те же вездесущие тележурналисты отыскали… сына Александра! О котором сам Александр — ни сном, ни духом. Оказывается, Артем родился от девушки, с которой Александр встречался в 1991 г. в с. Богучаны, еще до своего похищения. И она сама растила его, пока отец Артема пребывал в рабстве в далеком Пакистане. А в 2001 году она умерла, и Артем попал сначала в Интернат, потом в детский дом.
Сейчас это самодостаточный молодой мужчина, живет и работает в Тайшете, очень похож на Александра. И Артем искренне обрадовался, что отец его нашелся!
— Артем пообещал приехать ко мне — вместе отремонтируем дом, — со счастливой и немного смущенной улыбкой говорит Александр. — А после, может, переберется сюда насовсем. Женится, внуки пойдут. И мне тогда будет ради чего жить…
Рабство — выгодное зло
Вот так, вроде счастливо, закончилась история нашего героя. Александру сейчас 63 года, и он справедливо считает, что жизнь у него только начала налаживаться. Но кто вернет ему те два с с лишком страшных десятилетия, которые он пробыл в неволе, кто и как возместит ему страдания и унижения, перенесенные в рабстве?
Как оно вообще возможно, это рабство, в наш-то просвещенный век, когда космические корабли не только «бороздят» просторы нашей Вселенной, а уже и вырвались за ее пределы, а человечество осваивает новые, немыслимые просто технологии?
Увы, это все наука. А в сфере банальных человеческих взаимоотношений по-прежнему властвуют насилие, желание одних властвовать над другими, наживаться на плодах чужого труда, причем, желательно — бесплатного, подневольного.
А рабовладельцы никак не могут обойтись без работорговцев. Вот и похищают по всему свету, как и сотни лет назад, незащищенных, социально дезориентированных, а то и просто замешкавшихся людей специально существующие для этого преступные группировки и продают свой живой товар нуждающимся в нем воротилам теневого бизнеса.
По данным британского издания The Guardian, более 35 млн человек по всему миру являются заложниками современной формы рабства, основанном на принудительном труде, торговле людьми, насильственном принуждении к вступлению в брак, долговой кабалы и сексуальной эксплуатации в целях обогащения.
«Австралийская НКО The Walk Free Foundation (WFF), которая публикует ежегодный индекс мирового рабства, уточняет, что 61% рабства приходится на пять стран — Индию (14,29 млн человек, находящихся в рабстве), Китай (3,24 млн), Пакистан (2,06 млн), Узбекистан (1,2 млн) и Россию (1,05 млн). Что касается стран с максимальной долей вынужденных рабов от общего количества населения, второе место досталось Узбекистану, где этот показатель составил 3,97%.
…И нас посчитали!
Я не знаю, откуда у англичан и австралийцев такие ужасные цифры — но поверим им, потому что люди, похоже, всерьез занимаются этой проблемой (российских выкладок по этой теме я в интернете не обнаружил — хотя, может, плохо искал?). Конечно, можно высказать удовлетворение тем, что Россия у них все же не на «передовых» позициях в пятерке лидеров мирового рабства, а даже замыкает ее.
Но, тем не менее, очень обидно, что нас включили в эту пятерку. То есть, получается, что Россия не только является объектом похищения ее людей с целью обращения в рабство, но и сама поддерживает это позорное явление. И возразить тут, пожалуй, нечего. Вспомните, сколько было выявлено случаев насильственного удержания рабочих, преимущественно мигрантов, на стройках Москвы и других мегаполисов страны. Да и, я думаю, у многих еще свежи в памяти статьи в «Комсомолке» и других изданиях о побегах и освобождениях невольников с кирпичных заводов Дагестана, овцеводческих ферм Чечни и Ставрополья… Да всего и не упомнить.
В России ежегодно без вести пропадает от 80 до 120 тысяч человек. Кто-то из них возвращается домой сам, кого-то обнаруживает живым и невредимым и возвращает полиция, а кого-то, увы, находят погибшими. Но все же куда больше тех, кого безуспешно ищут до сих пор или уже прекратили по ним розыскные мероприятия. Таких, по некоторым сведениям, в России насчитывается уже до 5 миллионов человек! Где они — убиты ли кем-то и тайно «прикопаны» или же до сего дня годами томятся в неволе, как всего три года назад обретший свободу сибиряк Александр Вознев, никто этого не знает.
Рабство, как любое преступное и экономически выгодное для его организаторов явление очень живуче и старательно прячется в тени…
Мне же остается лишь пожелать людям: будьте бдительны, не угодите в лапы работорговцев и рабовладельцев! Попасть к ним очень легко, а вот выбраться оттуда… Ну, вы уже прочитали.