В картине Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» множество символов, представленных в некоторой последовательности, и даже ноги слона, на заднем плане, напоминают длинные острые копья. Все это происходит, как принято считать, в голове спящей женщины, однако на картине мы видим также и саму женщину. Это очень странно, потому что во сне вряд ли кому приходилось видеть себя со стороны. Однако на картине мы не видим пчелы, которая с большей вероятностью должна была бы там присутствовать. Следовательно, напрашивается очевидный вывод, что все, нарисованное художником, происходит в голове именно у пчелы, когда она летела вокруг граната, и по дороге наблюдала спящую голую женщину. Пчела ясно представила, что могло было бы той женщине присниться, и на секунду задремав (что с пчелами изредка бывает), увидела все это воочию.
Сальвадору Дали, хорошо умеющему проникать в мысли пчел и муравьедов, оставалось всего лишь только все зарисовать, что он незамедлительно и сделал.
…
Итак о буквальности. Как известно, многие великие безумцы обладали даром предвидения, и вы будете правы, сказав, что на картине мы видим реальный и иллюзорный мир одновременно, только образы вы все же видите более буквально, чем хотел бы художник, а изобразил он все еще более буквально, чем мог изобразить. Художник копнул намного глубже, чем можно встретить в описаниях картины, в том числе его собственных.
Бенедикт XVI-й, он же Йозеф Алоиз Ратцингер, профессор теологии, возглавлявший долгое время Конгрегацию доктрины веры, она же Святая инквизиция, с вступлением на высочайший пост, увидел происходящее вокруг с доселе незнакомой ему вершины. Произошло то, чего он не мог ожидать. Мир, который он до тех пор считал реальным, оказался иллюзией, а к новой реальности он был не готов. И это то на вершине карьеры. И пчела, которую вы как бы видите на картине — это мир, заставивший Бенедикта проснуться.
Но поскольку Райцингер способен увидеть себя со стороны только после пробуждения, то женщина, изображенная на картине — всего лишь символ, предвещающий это пробуждение. Результатом этого пробуждения явился отказ папы от престола. Итак на картине очень символично изображено решение Бенедикта XVI-го отказаться от папства, связанное с его пробуждением, вызванным открывшимися реалиями мира-пчелы. Естесственно, такой мир-пчела не может быть настолько очевиден, чтобы быть изображенным так откровенно, и поэтому, конечно же, остается за кадром.
Гранат, над которым летит трутень… Да, именно трутень, символизирует уничтожение планеты человечеством, склонным больше к потреблению, чем к жизни в гармонии с природой. Планета-гранат с трутнем-человечеством изображены, как и слон, шествующий вдали на тонких и длинных остроконечных шестах, не крупным планом, а на периферии картины. Со слоном все понятно — любой человек боится быть затоптанным, а в контексте сна, вызванного миром пчелой, тот имеет ноги, похожие на жала. Собственно, это также может символизировать мир, который способен тебя ненароком ужалить или затоптать. А вот с гранатом немного сложнее.
Он все же на переднем плане, и страх потери планеты в результате жизнедеятельности человека-трутня более масштабен. Однако, поскольку человек внутренне никогда не согласится, что он трутень, и боится осознать, что, очевидно, именно в результате его, человека, деятельности, планета будет однажды уничтожена, то изображение граната с трутнем над ним и представлено столь малозаметно. Однако, следует заметить — на переднем плане, что наводит на мысль, что этот символ один из ключевых, и однозначно, в равной мере с миром-пчелой, способствует прозрению и пробуждению папы Бенедикта XVI-го