«Ёжик в тумане» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна. Выпущен студией «Союзмультфильм» в 1975 году. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий. Сюжет мультфильма в основном следует сказке Сергея Козлова.
«В „Ежике в тумане“ Ю. Норштейн говорит о первом соприкосновении с таинствами бытия, о загадочности всего сущего, о нелепой трагичности, существующей в мире, и о конечной его доброте. Этот фильм, полный тончайших психологических нюансов, свидетельствует, что нет таких оттенков человеческих чувств, которые невозможно было бы выразить средствами кукольной мультипликации».— Иосиф Боярский.
…
Итак, если кратко, в течение картины маленький ежик бродит по миру, толком не зная пути и встречая разные неожиданности. Ему интересно и иногда страшно познавать этот мир, но он полон желания и все время в пути. Он странник, познающий неизвестность.
…
Четырьмя годами позже выхода этого замечательного мультфильма, в 1979 году Андрей Тарковский, по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, снимает фантастический фильм-притчу «Сталкер.» Это одно из наиболее значительных произведений Андрея Тарковского, говорившего, что в нём он «легально коснулся трансцендентного».
С первых минут просмотра мы сталкиваемся с впечатлением дежавю. Где-то уже мы подобное видели. Картина начинается в тех же мрачных тонах, что и «Ежик в тумане», и со временем приходит уверенность, что сюжет является продолжением ранее виденного. Только теперь герой изображен не в столь аллегоричной форме, а максимально приближенным к реальности. Он приобрел большой опыт, успел отсидеть в тюрьме, имеет дочь и больную жену, которая не испытывает большой радости от его путешествий в зону, ведь там очень опасно. На это герой ей всегда отвечает, что и раньше было опасно, когда он был еще неопытным ежиком, и что теперь у него, по крайней мере есть опыт. Да и как кормить семью? Его юношеские путешествия в тумане научили его находить правильные выходы из любых ловушек, научили, что не всякий прямой путь является кратчайшим. И теперь он может, пользуясь своими знаниями и опытом, водить в этом пространстве других, помогать им находить что-то, что в этой жизни каждый с надеждою ищет.
Однако в конце «Сталкера» герой, вернувшись к жене сообщает, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и в жизни, и, судя по всему, он навсегда остается.
Трудно сказать почему Тарковский оставляет столь неоптимистичную концовку, ведь несомненно, что «Ежик в тумане» и «Сталкер» являются двумя частями трилогии. Тарковскому не трудно было снять продолжение Ежика, но задача его последователей, однозначно, труднее. Возможно третья часть потому и не снята до сих пор, что есть очевидные трудности. Надеемся, что все же найдутся талантливые люди, и выведут Ежика из такого тупика, а вместе с ним и тех, кто по мнению Ежика утратил веру.