Однажды к халифу Умару бен аль-Хаттабу (РА) сидевшему в собрании, пришли двое юношей, которые вели с собой мужчину-бедуина. Предъявив его Умару, они сказали: «О повелитель правоверных! Этот человек убил нашего отца». Халиф спросил: «Ты действительно убил их отца?» «Да, — ответил тот. — Он со своим верблюдом зашел на мою землю. Я стал прогонять его криками, но он не уходил. Тогда я бросил в него камень, который попал ему в голову, и он упал замертво». «Значит, ты заслуживаешь отмщения, — сказал Умар. — Это решение очевидное, а приговор не нуждается в обсуждении».
И халиф принял справедливое решение, не расспросив у этого человека о его семье и племени. Ему было все равно, происходил ли он из племени знатного или был простолюдином: ведь от закона Аллаха и установлений Его религии не освобождены ни господин, ни представитель знати. Когда речь шла о религии Аллаха и правах Его рабов, халиф Умар был беспристрастен.
Услышав приговор Умара, человек сказал: «О повелитель правоверных! Об одном прошу тебя именем Того, Кто возвысил небеса без опоры и простер землю без усилия: дай мне одну ночь, чтобы я попрощался с женой и детьми, которые ждут меня в пустыне. Я сообщу им о том, что со мной случилось, и о приговоре, который ты мне вынес, а потом вернусь к тебе. Ведь у них, клянусь Аллахом, нет попечителя, кроме Аллаха и меня».
Халиф взглянул на членов собрания, и спросил человека: «Если ты уйдешь к своим домашним в пустыню, кто поручится за то, что ты вернешься обратно?» Все молчали в смущении: кто может поручиться за приговоренного к смерти, не зная при этом, кто он, как его зовут, какого он племени, кто его родные, и где он живет? Ведь здесь приходится ручаться своей головой, а не верблюдицей, деньгами или землей, за которую можно выплатить возмещение. Все знали, что Умар (РА) не пожалеет поручителя, если этот человек нарушит данное им слово, даже если Умар сам поручится за него: ведь таков закон Аллаха, и он обязан применить его даже к самому себе.
Умару было больно от мысли, что дети этого человека умрут с голоду в пустыне. Но ему было трудно отпустить его без поручительства: что будет, если он уйдет и не вернется? Ведь отвечать за это перед Аллахом придется самому Умару. Он взглянул на сыновей убитого, и спросил их: «Не можете ли вы простить его?» «Нет, — ответили они. — Как мы можем простить убийцу отца, о повелитель правоверных? Кто убил, тот заслуживает смерти».
Пока Умар пребывал в раздумье, встал седой Абу Зарр аль-Гифари (РА) человек, известный своим благородным аскетизмом и честностью. «О повелитель правоверных! — сказал он. — Я ручаюсь за него». «Речь идет об убийстве, Абу Зарр» — напомнил Умар. «Да, это убийство, но я все равно ручаюсь за него», — ответил он. «Ты знаешь его, Абу Зарр?» — спросил Умар. «Клянусь Аллахом, я его не знаю», — ответил тот. Удивленный Умар спросил: «И ты ручаешься за него собственной головой, Абу Зарр?» Тот ответил: «О повелитель правоверных! В этом человеке я увидел черты, свойственные уверовавшим. Я чувствую, что он не лжет, и уверен, что он вернется, если пожелает Аллах».
Умар сказал: «Уж не думаешь ли ты, Абу Зарр, что я избавлю тебя от закона Аллаха, если он не вернется через три ночи?» «Уповаю на Аллаха, о повелитель правоверных», — ответил тот.
Человек отправился к своей семье в пустыню, и Умар стал считать дни и ночи, остававшиеся до его возвращения. Когда истекли три ночи, позвал он горожан на общую молитву. Пришли те два юноши, пришел Абу Зарр и сел перед Умаром. «Где тот, за кого ты поручился, Абу Зарр?» — спросил его Умар. «Клянусь Аллахом, не знаю, о повелитель правоверных», — ответил тот и посмотрел на солнце, которое клонилось к закату стремительно, как никогда.
Сподвижники были взволнованы: они знали, как Умар ценит и любит Абу Зарра, но знали и то, что Умар ревностен в соблюдении закона Аллаха и полон решимости исполнить приговор. Когда до заката оставались последние мгновения, появился тот самый человек, спешивший к месту собрания. Увидев его, Умар воздал хвалу Аллаху, и то же сделали остальные.
Умар спросил человека: «Что заставило тебя вернуться к смерти?» «О повелитель правоверных! — ответил тот. — Клянусь Аллахом, я боялся не тебя. Я боялся Аллаха и страшился Его отмщения. А еще я боялся, что потом скажут: такой-то нарушил слово, и умрет в людях верность слову».
Умар спросил Абу Зарра: «Почему ты поручился за него, Абу Зарр?» Тот ответил: «Я боялся, что люди скажут: в душах не осталось добра. Люди перестанут творить добро, и в сердцах умрет милосердие».
Растроганный и изумленный, Умар посмотрел на юношей и сказал: «Решать вам, юноши! Клянусь Аллахом, я поступлю так, как вы сочтете правильным». Юноши заплакали и сказали: «Мы прощаем его, о повелитель правоверных: мы боимся, что если не простим его, то люди потом скажут: прощение при возможности умерло, и никто уже не будет прощать».
Тот человек спасся от смерти, встретив милость Аллаха в сердцах людей, которые дали слово Аллаху и сдержали его. Таковы нравы мусульман, которые Аллах посеял в их правоверных душах. Двери покаяния открыты, равно как и двери прощения при возможности.
Но самое главное — это верность данному слову. Это одна из черт мусульманина и его доброго характера. И если в наше время кто-то не прощает другого при возможности и нарушает данное обещание, то это происходит потому, что души изменились, вера ослабла, сердца ожесточились и стали надменными.
Причина тому — отдаление людей от Книги Аллаха, от Его закона и от Сунны Его Посланника (мир ему и благословение!), отсутствие во многих людях человечности и общественного начала. Не зная характера других людей, они опасаются коварства с их стороны. А нам сегодня как никогда нужно то, что открывает двери любви между народами, усиливает дружбу и спокойствие между людьми разных религий, национальностей и рас.