Разборка по понятиям превратилась на наших глазах в основной способ разрешения конфликтов любого уровня. Просто, справедливо, эффективно. На всякую силу непременно найдется другая сила, а на чьей стороне правда – и так ясно. По понятиям.
У одного из лидеров мафии Савеловского рынка угнали BMW. Никому из его окружения в голову не пришла мысль о полиции. Сами вычислили, нашли и изувечили.
Раз человек идет на преступление, он же должен быть готов понести наказание, так ведь? Какое именно — достойная тема для застольной беседы интеллигентов. «Ведь угонщика изувечили! За какую-то машину!», -- возмущались одни. «Так ведь не посадили!» -- отвечали оппоненты, отстаивая гуманизм савеловских. Спорили только в понятиях «справедливо-несправедливо». Сам подход -- «сила против силы» -- вопросов не вызывал вообще. Практически Шекспир. Есть у него такая комедия. «Мера за меру».
В Петербурге тоже шекспировские страсти. В начале года мирные любители животных заставили догхантеров съесть отравленную колбасу, заготовленную теми для собак. Понятно, что в полицию догхантерам путь заказан, и они «либо сами выжили, либо уже в морге», -- радостно сообщил об инциденте репортер. Схожих историй в сети полно, и все оценки исключительно по шкале «справедливо ли наказание». Травить — это, пожалуй, перебор. Достаточно, -- даже полезнее! -- посадить на цепь и заставить жрать из собачьей миски, а к ошейнику подключить электричество. Будет гавкать, включить ток.
Подытожил репортер свои размышления о справедливости просто и понятно:"суд Линча вполне оправдан".
Зараза, что силе надо противопоставить именно силу, причем немедленно, здесь и сейчас, распространяется, как вирус. Даже меня однажды подкосил. Около моего подъезда подошли ко мне вплотную парня и прошипели на матерном… Тысячу рублей требовали. У одного в руке ножик. Практически перочинный, несерьезный. На углу болтались два мента, и мне ничего не стоило метнуться к ним. Но в тот момент это показалось слабостью. В голову не пришло ничего умнее, чем огреть одного по башке сумкой, обматерить в ответ и нырнуть в подъезд. Потом час трясло от собственной дури, от того, что сама себя унизила, и—кстати — от страха! Что на мою силу парень мог бы найти и собственную. Если бы не растерялся.
И дело не только в том, что законодатели тупы и недееспособны. Не только в том, что правоохрана разборкам не препятствует, а скорее поощряет, кушая при этом с двух рук. И даже не в том, что из-за этих и многих иных причин общество разуверилось, что конфликты можно решать в правовом поле.
Дело в том, что обществу больше нравится решать по-другому. Оно «на ура» подхватило выражение «мочить в сортире» и превратило его в национальную идею. Доступную для понимания, справедливую по ощущениям, направленную всегда против понятного, а потому истинного врага.
Если бы речь шла только о том, что вор у вора дубинку украл на Савеловском рынке, я бы вряд ли об этом задумалась. Даже собачью расправу пропустила бы мимо ушей, хотя тут речь о законопослушных (!) обывателях, любящих своих питомцев. Значит людей с сердцем и душой. И даже собственный приступ паники давно забылся.
Но буквально пару дней назад прочла на LifeNews колонку политолога, президента центра стратегических коммуникаций. То есть профессионала именно в том, что и как говорить для того, чтобы тебя слушали. Чтобы слышали и адекватно понимали.
Политолог корил руководство страны за то, что оно четверть века пыталось играть по правилам в международном сообществе. В итоге страну довели до того, что ее в грош не ставят. Нечего играть по правилам, которые пишет неизвестно кто, а «на самом деле» именно враги. Под конец политологи заявляет, что теперь, наконец-то все встало на свои места. Руководство очнулось от «пассивной созерцательности». Страна возвращается к «урокам ленинградской улицы».
Репортер желтого издания предлагает пропускать ток через ошейники ублюдков-догхантеров, а стратегический политолог видит уличные разборки как основной подход во внешней политике. А как иначе, если кругом одни злодеи? Гуманизм комедий Шекспира преображается в гуманизм этики зэков.