Одна из идей «Калачакры» — доктрина единства бытия. Л. Э. Мялль определяет Калачакру как отождествление макрокосма с микрокосмом, вселенной с человеком. Он указывает, что, «согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир»
Итак, изменяя себя, человек изменяет мир. Но эта доктрина действует как идея Калачакры. Трудно поверить, что не будь этой идеи, доктрина не существовала бы как тезис какого-нибудь иного учения. Но определенно можно сказать, что без этой или иной тантры эта гармонизация вполне маловероятна.
Получается, что для изменения мира через изменения себя всегда необходима некая внешняя сила, или условие, способствующие выполнению идеи доктрины. Согласитесь — приятно же осознавать — поковырялся немного в себе — и мир изменился. Но. Ковыряться в себе — задача нелегкая, и нам необходим хотя бы стимул. Стимулом к подобной деятельности могут быть, пожалуй, разные вещи. Но проблема есть в том, что психика человека не терпит давления. Поэтому стимул должен быть ненавязчивым.
Приведем пример. Сидите вы в зале, смотрите спектакль. На сцене разворачивается унылое действие, все по сценарию.
Вот на сцену выходит электрик, ложится где-то поближе к оркестровой яме и засыпает. Значение действия равно практически нулю — в нем нет ничего ни положительного, ни отрицательного. Однако теперь практически вся бодрствовавшая публика может констатировать некоторое изменение в своем отношении к происходящему. Определенно повышен интерес и мозг начинает работать, задавая немые вопросы. Развития ситуации с электриком нет, но мозг до последней минуты спектакля пытается разрешить ситуацию. Можно принять, что результата этой умственной деятельности не будет. Но — важен процесс, и определенно, мозг работал не зря. Это, как знаете, смотреть на картину с абстракцией в попытках понять что же на ней изображено. Но картина статична, а электрик, хоть и тоже статичен — является частью динамической сцены. Картина не способна воспроизвести тот же эффект — она может являться лишь малой деталью калачакры, тогда как спящий электрик на сцене — это, как минимум пол-калачакры. Поэтому здесь необходим сантехник. Весь вопрос — должен ли он лежать рядом с электриком, или, все же, в другом месте, но симметрично. Опыты симметричного расположения на сцене ненужных людей нужных профессий показывают, что доктрина может работать в любом случае расположения, но с разной эффективностью. Закономерности пока точно не определены изза определенных трудностей в изучении этого вопроса. Не все режиссеры согласны терпеть на сцене более двух человек, да и размеры сцен не везде это позволяют. Последняя проблема вызывает некоторую озабоченность, ибо если с режиссером еще можно как-то договориться, то со сценой никак. Тут нужна глобальная государственная программа. Денег на культуру выделяется не достаточно, чтобы повсеместно можно было бы увеличивать сцены. Таким образом человек ограничен в возможностях изменения себя, и, соответственно, изменения мира.