Розальба Каррьера
Розальба Каррьера родилась 7 октября 1675 года в Венеции в небогатой семье городской кружевницы. Интерес к живописи проявился у девочки в раннем детстве. Первой наставницей Розальбы была её мать, которая видя природный талант дочери стремилась к его всяческому развитию, привлекая её к художественному оформлению миниатюрных табакерок из слоновой кости, пользовавшихся большим спросом у туристов Венеции того времени.
В дальнейшем Розальба Каррьера училась у Джузеппе Диамантини (1660−1722) и Антонио Балестры (1666−1740). На её творчество большое влияние оказал также шурин художницы, Джанантонио Пеллегрини (1675−1741), являвшийся наряду с Себастьяно Риччи (1659−1734) и Якопо Амигони (1675—1752) законодателем традиций в венецианском рококо.
Постепенно художница перешла от миниатюры к более крупноформатной живописи, отдавая при этом предпочтение портретной живописи в технике пастели. С ростом художественного мастерства Розальбы Каррьера, росла её популярность среди венецианской аристократии и, как следствие, число заказчиков её работ. Её заказчиками становились как местные галантные венецианские сеньоры, так и приезжие туристы, желавшие на века сохранить свои впечатления и свои образы. Её работы отличали светлые и воздушные цвета, а расплывчатость форм вкупе с человеческой чувствительностью подчёркивала тонкое изящество изображённых напудренных дам и кавалеров. Стиль её письма всегда притягивал зрителей неуловимым очарованием, а исключительное, практически академическое владение техникой пастели акцентировало восприятие изображаемого образа.
В 1700 году, в возрасте 25-и лет Розальба Каррьера была избрана в гильдию художников — Академию святого Луки в Риме. Это была очень высокая оценка достижений молодой художницы, тем более что женщин-художниц в гильдии было считанные единицы.
В начале 18-го века Розальба Каррьера становится настолько модной, что её начинают приглашать монархи ведущих царских домов Европы.
В 1700 году художница исполнила заказы герцога Мекленбургского, в 1709 году короля Фридриха IV Датского, а 1717 году курфюрста Саксонского.
В 1716 году происходит знаковое событие в жизни Розальбы Каррьера, — она знакомится с крупным финансистом и знаменитым в Европе коллекционером живописи Пьером Кроза, и по его совету в марте 1720 года вместе с семьёй переезжает в Париж.
В французской столице её пастельные работы имели оглушительный успех, она становится предвестником нарождавшегося в французском искусстве рококо. В Париже Розальба Каррьера получила очень выгодный заказ на 36 портретов членов королевской семьи. Именно, а это время художница исполнила одну из лучших своих работ — портрет дофина Людовика, будущего короля Людовика VX.
В 1720 году Розальба Каррьера была избрана членом Французской Королевской Академии живописи и скульптуры.
В Париже художница познакомилась и в 1721 году написала портрет Антуана Вато, основоположника и крупнейшего мастера стиля рококо.
В 1721 году художница возвращается в родную Венецию.
В 1730 году художницу пригласили ко двору польского короля Августа Сильного для для написания портретов членов королевской семьи.
В этом же году Каррьера в течение полугода живёт и работает в Вене при дворе австрийского императора Карла VI, большого почитателя её таланта. По просьбе короля она преподаёт искусство рисунка его дочери, будущей императрице Марии Терезии.
Период 1720—1740 годов считается периодом наибольших творческих достижений художницы. Её творчество было очень популярно при королевских дворах европы и у европейской знати. Все её работы были наполнены нежным очарованием, изображаемые персонажи всегда улыбчивы и очень красивы (зачастую приукрашенно), а восприятие лёгкое и воздушное.
Художнице первой удалось довести до совершенства технику рисования мелками, позволявшую работать быстро, спонтанно, схватывая малейшие черты внутреннего мира и характера модели.
В 1746 году Розальба Каррьера серьёзно заболела: у неё ослабло зрение в результате развития катаракты. Две проведённые операции окончились неудачно, и художница вынуждена была оставить занятия живописью, практически полностью ослепнув.
Среди наиболее значительных мужских портретов художницы нельзя не упомянуть «Портрет графа Нильса Бильке» (1729, Стокгольм, Национальный музей), написанный с типичной для стиля Розальбы легкостью и «Портрет дворянина» (Лондон, Национальная галерея).
Среди женских портретов выделяются «Портрет танцовщицы Барберины Кампани» (Дрезден, Картинная галерея) и «Портрет Катерины Барбариго» (там же), с красивыми и благородными дамами в изысканных и несколько кокетливых одеждах. Большинство картин художницы экспонируется в Дрезденской Картинной Галерее и в венецианских Ка Реццонико и галерее Академии.
15 апреля 1757 года в возрасте 81 года Розальба Каррьера скончалась в Венеции, где и была похоронена. Модная и прославленная при жизни, художница оказалась быстро и незаслуженно забытой после своей смерти. Длительное время её творчество считалось достаточно однообразным: «мастером женских головок» называли её историки, художницей виртуозно написанных, но достаточно однообразных женских образов.
И только в конце 19-го и начале 20-го веков на волне поднимавшегося в то время феминистского движения было написано несколько её биографий, а уже в наше время немецкая писательница Микаэла Яри написала о художнице исторический роман.
Влияние творчества Розальбы Каррьра испытали на себе многие живописцы, в том числе и крупнейший теоретик пастели и выдающийся английский мастер пастели Джон Рассел (1745−1806), а также знаменитый шведский живописец Густав Лундберг (1695−1786).
Время всё расставило по своим местам и примирило противников и поклонников творчества Розальбы Каррьера. Вглядываясь сегодня в лица изображённых художницей исторических персонажей невольно поражаешься тонкому очарованию, женственности и внутреннему благородству смотрящих на нас персонажей. И словно нет тех столетий разделяющих нас с изображёнными на полотнах людьми, и словно бы они рядом с нами. И всё это благодаря великому таланту великой художницы, оставившей для нашего восхищения свои великие творения.