Реют ли нынче над волнами алые паруса?
В начале 1960-х годов в Советском Союзе стало очень популярным слово «Бригантина». На главной молодёжной радиостанции «Юность» Юрий Визбор спел песенку про бригантину, которая поднимает паруса.
Песенку эту написали еще до Великой Отечественной войны поэт Павел Коган и композитор Георгий Лепский. Исполнение же Ю. Визбора обеспечило «Бригантине» долгую вторую жизнь. Любители походной романтики и песен у костра под гитару почитали Ю. Визбора. С другой стороны, исполнение песенки по Центральному радио означало, что в определенных пределах для молодежи романтика дозволялась.
Приблизительно в те же годы воскресили для широкого читателя творчество Александра Грина. На экраны вышли «Алые паруса», красивая киносказка про красивую любовь, разыгранная красивыми актерами. И «Алые паруса» стали спорить по своей популярности с «Бригантинами». Даже парфюмерный комбинат в городе Николаеве назвали этим романтическим именем. Кстати, в ассортименте его продукции были духи «Бригантина».
«Бригантинами» стали повсеместно называть молодежные кафе, клубы самодеятельной песни, пионерские лагеря, кинотеатры и гостиницы. Песня «Бригантина» почти что стала гимном возникающего движения самодеятельной песни. Ее пели, не слишком задумываясь над красивыми словами. Большинство из поющих вряд ли отличили бы свой символ веры, бригантину, среди множества других парусных кораблей.
А посему — ликбез. Для начала расскажем, что такое бригантина.
Бригантина — это двухмачтовая шхуна. То есть небольшой корабль. Экипаж бригантины насчитывал не более 50 человек. На передней мачте, т. е. фок-мачте, у бригантины стоят прямые паруса. На задней же мачте, на гроте, — паруса косые. Прямые паруса улавливают много ветра, потому что стоят перпендикулярно оси судна. А вот косые паруса стоят параллельно оси судна. Они позволяют паруснику лавировать, то есть двигаться под значительным углом к направлению ветра.
Что получаем в результате? Легкое, быстрое и маневренное судно. Мечту морских разбойников.
Бригантина и была пиратским судном. Уже в 13-м веке эти корабли появились на Средиземном море. Вооружен кораблик был слабо, несколькими пушками небольшого калибра. Зато бригантины легко догоняли большие и тяжело нагруженные купеческие корабли. Абордаж, драка, грабеж — и вот уже пиратский корабль улепетывает с добычей, подняв все паруса.
Если же ветра не было, матросы брали в руки весла. На бригантине было от восьми до двенадцати пар весел. Когда корабль двигался на веслах, паруса спускали, чтобы не тормозили движения. Мачты же попросту клали на палубу. Возможность быстро спрятать мачты с парусами была полезна, если бригантина скрывалась в прибрежных бухтах.
Каково происхождение названия «бригантина»? Происхождение у него итальянское. Слово «brigantino» означало «разбойник, пират».
Не мудрено, что слово это итальянское. Известным гнездом пиратов было Адриатическое море, в частности, многочисленные бухты и заливы в Иллирии и в Хорватии. Эти ребята «охотились» на корабли, шедшие из Венеции в Стамбул и в Каир.
Пиратские бригантины выходили на разбой и в 15−17 веках у берегов Северной Африки. То и дело пиратов оказывалось слишком много, а их нападения на торговые суда становились серьезной помехой судоходству. Тогда какая-нибудь большая держава приводила свой флот и на пиратов устраивали охоту. Пойманных бандитов судили на месте и безжалостно убивали. Последний удар по пиратам Туниса и Алжира нанесла в 19-м веке американская эскадра, пришедшая для этого из-за океана.
Бригантины с немного измененной оснасткой хорошо прижились в американских колониях. Ими пользовались не только пираты (в частности, пираты Карибского моря). Легкие и маневренные бригантины служили для разведки, связи и для сопровождения. Они также использовались для быстрой перевозки грузов. Поскольку грузоподъемность бригантин была в пределах от 50 до 200 тонн, большие партии грузов они перевозить не могли. Зато мобильность у этих небольших шхун была хорошая. Они могли даже заходить на мелководье.
В 19-м веке парусному флоту пришел конец. Это, конечно, не значило полное исчезновение парусников. Их продолжали строить, используя для перевозки грузов и для обучения молодых моряков.
Морской легендой стала последняя «настоящая» бригантина. Ее построили в 1911 году на верфи в немецком городе Браке, неподалеку от Бремена. Корабль получил имя «Фридрих», поскольку его владельцем и капитаном был Иоганн Фридрих Кольб. При последующих продажах бригантина каждый раз меняла имя. Один американец даже хотел превратить корабль в пивную, но его план не удался.
В 1973 году группа энтузиастов, любителей старых кораблей, решила восстановить бригантину в прежнем виде. После восстановления ее назвали «Eye of the Wind» («Глаз ветра»). В 1978 году бригантина совершила свое первое кругосветное плавание. Второе кругосветное плавание, по маршруту капитана Френсиса Дрейка, «Eye of the Wind» совершила в 1979 году. На ее борту была команда, члены которой прибыли из 28 стран. Это путешествие проходило под покровительством принца Чарльза, и на флагштоке корабля развевался королевский вымпел.
«Eye of the Wind» оказалась очень красивой и киногеничной. Ее сняли по крайней мере в четырех фильмах о морских приключениях.
В 2000 году корабль приобрел датский бизнесмен. Новый хозяин полностью восстановил первоначальный вид бригантины и убрал современную систему управления парусами. В 2009 году «Eye of the Wind» приобрела немецкая медиагруппа FORUM. Бригантина, которой в 2011 году исполнилось 100 лет, используется сейчас как учебное судно. Любой человек, даже не имеющий опыта дальних морских плаваний, может получить этот опыт на борту старой доброй бригантины, которая в год своего столетия получила право ходить под красными парусами.
Так что если на фоне ослепительно голубого неба и темно-синей воды вы вдруг увидите корабль под алыми парусами, верьте глазам своим. Сказка иногда сбывается. Не часто, но сбывается.