Творчество Эдуара Вюйяра
Эдуар Вюйяр (Vuillard Edouard, 1868−1940) — французский художник, представитель постимпрессионизма, символизма. Вместе с Пьером Боннаром, Полем Серюзье, Морисом Дени входил в состав художественной группы Наби.
Вюйар — очень тонко воспринимает природу, передавая ее гармонию. Колорит его отличает музыкальная сложность. В числе любимых его мотивов изображение комнаты или ателье художника. Это может быть просто комната («В комнате», 1893, Государственный Эрмитаж), увиденная глазами поэта — вся серебристая, серо-голубая. Она многое говорит о духовном мире обитающего здесь человека, как бы дает «ключ» к пониманию его характера. Это может быть также изображение одной или нескольких фигур в интерьере. Вюйар виртуозно создает цветом психологическую атмосферу сцены (Мать и сестра художника, 1893, Нью-Йорк, Музей современного искусства), нередко решая картину декоративно на ритме обобщенно данных пятен цвета, как декоративное панно. При этом у него нет нарочитости решения, все оправдано особенностями темы" Так, великолепно передает художник характер в «Портрете Тулуз-Лотрека в его мастерской».
90-е годы и начало прошлого века — счастливая пора в творчестве Вюйара. Он регулярно выставляется вместе с друзьями, его работы начинают приобретать коллекционеры во Франции и других странах. С выставок произведений французских художников в Москве ряд его работ покупают крупнейшие русские собиратели (ныне эти картины находятся в Государственном Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в их числе и картина «В комнатах», 1903). Больших успехов добивается Вюйар и в графике, особенно в литографии. Изредка он выступает и как декоратор в различных театрах, как монументалист. Он является автором росписей здания Лиги наций в Женеве и парижского дворца Шайо. Но вместе с тем на фоне начавшихся различных течений и художественных систем во французском искусстве произведения Эдуарда Вюйара уже при жизни начинают восприниматься как явление историческое (Вюйар умер 21 июня 1940 года). Так он и вошел в историю европейского искусства в первую очередь как художник 90-х годов прошлого века и перовых лет XX века.