Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=hFXaT2UyAkU

Домье (Daumier) Оноре Викторьен
(1808—1879)

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808 — 1879) — французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.

С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830- в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831−35, и «Шаривари», «Charivari», 1833−60 и 1863−72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830−32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832−33).

В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839−40), «Супружеские нравы» (1839−1842), «Лучшие дни жизни» (1843−1846), «Люди юстиции» (1845−48), «Добрые буржуа» (1846−49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836−38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841−43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848−49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848−49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859−60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862−63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856−60, Новая пинакотека, Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850−60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870−71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  23 апр 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

Самые сильные знаки Зодиака

Удивительно, но некоторые созвездия, которые отличаются решительностью и уверенностью в себе, в список сильнейших знаков не попали. Так какие же знаки самые сильные, и как их сила проявляется в жизни?

Для начала следует уточнить, что речь пойдет о силе моральной, духовной, а не физической. Как говорит Василиса Володина, в каждой стихии можно выделить по одному сильнейшему знаку.

В стихии Воздуха самым сильным знаком Зодиака является Водолей. Несмотря на некоторую…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мая 2014

Русские крылатые фразы и их происхождение

Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то свое. И до нас дошли такие выражения, которые абсолютно все знают, например сморозить глупость или наставить рога, и все знают что они означают, но вот откуда они пошли знают только единицы. Об происхождении этих и других крылатых фраз в этой статье далее.

«Сморозить глупость»

Это выражение появилось благодаря господам гимназистам. Дело в том, что слово…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 сен 2014

Откуда пошли ругательства.

БЛЯДЬ

Это «нехорошее» слово за последнее время уже фактически легализовалось и в прессе, и в литературе, хотя мне до сих пор как-то неловко набирать его без стыдливого многоточия. Однако в контексте данной статьи ставить точки бессмысленно, и вы сейчас в этом убедитесь.

Начнем с того, что употребление этого слова в Древней Руси никакого дискомфорта не вызывало. А православные священники — люди, вроде бы неприличия не приветствующие, — употребляли его во всяческих…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  19 окт 2014