История одной картины. Васнецов В. М. «Аленушка» — 1881
…Жили-были старик со старухой, и были у них сын и дочь. Дочь звали Аленушкой, а сына — Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались Аленушка да Иванушка сиротами. Пошла один раз Аленушка на работу и Иванушку взяла с собой. Вот идут они дорогой по широкому полю. Захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Аленушка, я пить хочу.
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Жара с ног валит, а колодец далеко, солнце высоко…
Так начинается эта с детских лет известная и любимая нами русская народная сказка об Аленушке и братце Иванушке.
Прошло, вероятно, уже много лет с тех пор, как вы впервые услышали эту сказку, но тем не менее она, простая, незамысловатая, продолжает вас волновать своей глубокой поэтичностью и искренностью. Образ девушки-сиротинки, девушки-труженицы и страдалицы, простой и скромной, трудолюбивой и доброй, проходит через многие произведения русского фольклора.
В разных сказках по-разному складывается ее судьба, различные испытания и невзгоды выпадают на ее долю, но основная идея этих сказок одна — это победа светлого, благородного начала над темными и злыми силами.
Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки об Аленушке взволновали чуткое и отзывчивое сердце художника Виктора Михайловича Васнецова. В русском искусстве есть немало картин, которые пленяют и волнуют нас с детства. Но, пожалуй, по силе воплощения чувства, по глубине проникновения в мир сказочных образов «Аленушка» едва ли имеет себе равных в мировом искусстве.
…Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. Низко нависло хмурое осеннее небо. В молчании застыли молоденькие елочки с начинающей темнеть зеленью; под легким набегающим ветерком словно шепчутся листья стройных осинок. Грустная, задумчивая русская осень уже вступила в свои права. Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе.
Одна-одинешенька прибежала Аленушка в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, успокоить печаль. Уселась на бел-горюч камень, обхватила руками колени, поджала босые ноги, опустила голову со спутавшимися русыми волосами — пригорюнилась.
И никому нет дела, не с кем ей поделиться, некому горе развеять… Только природа словно грустит и плачет вместе с Аленушкой.
Не торжествующая золотая осень привлекает внимание художника, а первая пора осеннего увядания, тихая грусть молодых деревьев, дрожащих под порывами холодного ветра. Есть какая-то особая трогательность в этих хрупких и тоненьких, как сама девушка, деревцах на берегу заводи. Но не только природа созвучна настроениям девушки, гармонирует с ее душевным состоянием. Посмотрите на цветовое решение картины, и вы почувствуете, что не случайно художник прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желтых, красно-коричневых красок природы. Осенние блеклые, желто-коричневые краски пейзажа, перекликаясь с цветом сарафана, волос девушки, дополняют основное лирическое звучание, создают настроение тихой грусти, печали. И вместе с тем в эту скромную цветовую гамму художник ввел и иные тона, контрастирующие с осенними красками природы. Это розовые цветы на сарафане девушки, нежная голубизна ее кофты, яркая зелень осоки и появившаяся на темном небе светлая полоска зари. Введение этих ярких звучных тонов еще более усиливает эмоциональное воздействие картины.
Многочисленные этюды, рисунки к «Аленушке» свидетельствуют о том, что картина В. М. Васнецова — результат упорного труда, вдумчивого и внимательного изучения жизни.
Сохранился натурный этюд, где Виктор Васнецов изобразил босоногую крестьянскую девочку, которая сидит точно в такой же позе, как и Аленушка, много эскизов и целых двенадцать подготовительных этюдов природы. Реальное и сказочное сливаются воедино.
Виктор Васнецов создает не иллюстрацию к русской сказке, а живой, трепетный, печальный и одновременно очень светлый образ.
«Аленушка» сразу, с момента ее появления в 1881 г. на Девятой Передвижной выставке, заняла значительное место в русском искусстве как произведение, свидетельствующее об огромной любви художника к своему народу, об его умении проникнуть в мир народной фантазии. Однако, появление «Аленушки» на выставке было встречено критиками довольно холодно. Многие сожалели, что В. М. Васнецов, писавший доселе жанровые картины, вдруг обратился к сказочным сюжетам.
Даже дальновидный П. Третьяков на этот раз ошибся: он не купил «Аленушку», она попала в другое собрание и только в 1900 г. была приобретена Третьяковской галереей, где находится в настоящее время.
Существует такая легенда. После того, как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович писал свою «Аленушку» очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву деревенские девушки обязательно останавливались у картины. Они верили, что «Аленушка» поделится с ними своим счастьем.