Владыка был возмущен и сердит.
-Не ведаю, где живу,-говорил он князю Владимиру, завтракая с ним в тереме после заутрени.-Мы, княже, много содеяли, дабы русские люди стали христианами, соблюдали не языческие, а православные законы…
-Да разве не стала ныне Русь христианской?-искренне удивился князь Владимир.
-Где же христианство, ежели в Киеве и повсюду множество людей молится не в церкве, а у реки, в рощах, дубравах.
-Важно,-ответил Владимир,-не где, а кому молятся. Люди Руси днесь молятся Христу.
-Но они прыгают через костры в ночь языческого Купала?!
-Ныне это ночь не Купала, а Иоанна Крестителя,-улыбнувшись, заметил Владимир.
-И в Сварога они верят…
-Не в Сварога, а в Илью, ведь мы же сами с тобой, епископ, договорились.
-А бог Волос?
-Бога Волоса больше нет, стадам покровительствует ныне святой Власий.
-А эти колядки на Рождество Христово? Два голубочка на двух дубочках советуются, как мир основать?!
Князь Владимир, повернувшись внезапно к епископу, спросил:
-Тогда скажи, отче, кто же основал мир?
-Как кто? Токмо Бог, единый в трех лицах: Бог отец, Бог сын, Бог дух святой.
Опершись руками на стол, князь Владимир задумался.
-Вчера вечером,-тихо промолвил он,-я слушал эти колядки. Хорошо пели, душа радовалась…"Когда не было начала света…"А что же тут такого, епископ? И два дубочка, да еще синее море, ах, до чего хорошо, епископ.
Глядя на серебристыми узорами расписанные морозом окна, князь Владимир шептал слова колядки:
Спустимся на дно моря,
Принесем оттуда мелкого песку,
Мелкого песку, синего камня,
Из мелкого песка-черная землица,
Студеная водица, зеленая травица,
Из синего камня-высокое небо.
Увидев, что епископ хватается за голову, он закончил:
-Не пугайся, отче! Верю, как велит сердце. Такова она, Русь, таковы все ее люди.
Из исторического романа "Владимир".