Альфонс Муха. Певец «арт нуово».
Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия). Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П. Куэна (1881−1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885−1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887—1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.
Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С. Бернар (Жисмонда, Дама с камелиями, Лорензаччо А. де Мюссе, Медея по мотивам Еврипида, 1898). Частично Альфонс Муха выступал и как дизайнер этих постановок: по его эскизам создавались не только платья, но и сценические ювелирные украшения. Альфонс Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы; его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов — с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, Цветы, Месяцы, Звезды, все работы — акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт — постеров.
Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901). Работал как книжный иллюстратор, исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). В 1913—1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов); традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. После Первой мировой войны Альфонс Муха перебрался в Чехию. Умер художник в Праге 14 июля 1939.
Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля — женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна — стиль женщин и цветов.
Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.
Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло — он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты. Он был од ним из тех, кто поднял плакат (театральный и рекламный), прежде воспринимавшийся как нечто второстепенное, до уровня высокого искусства.
Бернар была довольна главным художником своего театра «Ренессанс». Ходили слухи о романе между гениальным плакатистом и гениальной актрисой, поговаривали, что Бернар отыскала его чуть ли не в цыганском таборе. Но слухи слухами, а бесспорно то, что Альфонс Муха нашел ряд приемов построения плаката, которые очень быстро переняли многие художники в самых разных странах. «Это — богатство, разбросанное полными горстями по сомнительной белизне стен наших улиц», — писали газеты.
Искусный рисовальщик, Альфонс Муха часто придает стилизованным женским фигурам элегантную величественность, дополняя изысканный рисунок экзотическим (для европейца) орнаментом, как будто сошедшим с византийских мо заик. Сам художник любил щеголять перед своими знакомыми, среди которых были художник Поль Гоген, писатель и драматург Август Стриндберг, скульптор Огюст Роден, в расшитой косоворотке, подпоясанной широким кушаком: он всегда любил подчеркивать свое славянское происхождение.
Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.
Он выбирает вертикально вытянутый формат листа, фигура актрисы четко очерчивается контуженой линией. Роскошное одеяние и пальмовая ветвь в руке Сары Бернар усиливают сходство этой театральной афиши с парадным портретом. Элитарное превращается в популярное, парадный портрет — в уличный плакат.
Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.
Надо сказать, что плакаты Альфонса Мухи выгодно отличались от работ его коллег большей лиричностью, умиротворенностью, нежностью цветовых сочетаний, отказом от крикливости и агрессивности, весьма характерных для большинства произведений данного жанра.
Альфонс Муха отдает безусловное предпочтение спокойной, вполне традиционной композиции, что, по его мнению, должно способствовать пробуждению в зрителе чувства гармонии и возвышенной красоты, поэтому работы Альфонса Мухи хорошо смотрятся не только на афишной тумбе, но и в домашнем интерьере.
Изображая на плакатах, панно, календарях исключительно женщин, художник полностью отождествляет понятие Прекрасного с образом изящной красавицы, порой томной и загадочной, порой неприступно величавой, а порой просто миловидной. Романтическая идеализация женственности нередко приобретала в ту эпоху гораздо более глубокий, философский смысл, чем тот, который обнаруживается в произведениях Альфонса Мухи. Вспомним хотя бы наших соотечественников — философские рассуждения В. С. Соловьева и стихи А. А. Блока о Прекрасной Даме. Сейчас нам просто важно отметить, что это было в духе времени. Друг художника Август Стриндберг пробудил в нем устойчивый интерес к оккультным знаниям и спиритизму, что тоже весьма характерно для эпохи конца ХIХ — начала ХХ в.
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. Его признали не только в Европе, но и в США, где, уже будучи знаменитым, художник преподавал и работал несколько лет.
Завершил свой путь всемирно признанный мэтр на родине. Здесь в 45-летнем возрасте он женился на своей ученице Марушке Хитиловой, которой тогда было 26 лет.
Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен — «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования.
Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце прошлого столетия.
Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.