Пятница 13-е. История вопроса
«Пятница тринадцатое». Дурная слава прочно закрепилась за этим мистическим совпадением, которая только упрочилась после одноименных фильмов производства Голливуда. Однако, на самом деле прообразами «чертовой пятницы» выступили «Бедные Рыцари Христа», которые к началу XVI века построили по сути первый транснациональный банк на планете.
Проникновение европейцев в XI веке на Ближний Восток в ходе Крестовых походов потребовал не только переброски из Европы большого количества солдат, животных и товаров в Азию, но и перевода «туда и обратно» огромных сумм денег. Времена были неспокойные, и перевозка денег (в основном, серебряных монет) была делом хлопотным и затратным. И тут на выручку королям, феодалам и даже различным пилигримам-бродягам приходят французские рыцари, которые в самом начале XII века создают орден «для охраны паломников, следующих в Иерусалим». Позже они получат имя «храмовники» из-за того, что король Иерусалима выделит Ордену под резиденцию часть бывшего храма Соломона (превращенного к тому времени в мусорную свалку).
История же запомнит «бедных рыцарей» под «французским» именем — тамплиеры (тампль — храм — ред), хотя сами рыцари предпочитали называть себя «Бедные рыцари Христа и Соломонова Храма». Правда, насчет бедности можно поспорить — уже через несколько лет после основания Орден становится известным на весь мир своими богатствами. Более того, богатеют они не столько за счет пожертвований, получения недвижимости (по оценкам американских экономистов, на сегодняшний день стоимость недвижимости ордена оценивается в миллиарды долларов), а за счет умелого управления движимым имуществом. То есть, ростовщичеством, заниматься которым Церковь в те времена запрещает христианам. Однако, тамплиеры получают тут своеобразную индульгенцию и составляют конкуренцию на рынке иудеям и итальянским городам-государствам.
На самом деле, уже вскоре оказывается, что конкурировать с «бедными рыцарями» в финансовых вопросах практически невозможно. Во-первых, никто не владеет такой обширной сетью филиалов (командорств), которой мог похвастаться Орден. Во-вторых, тамплиеры сразу же выводят на рынок массу дополнительных услуг. В основном, по безналичному переводу денег. Тут же они вводят в обиход векселя, чеки и аккредитивы (они вообще первыми начинают предлагать такие финансовые инструменты). Кстати, ученые до сих пор не могут расшифровать коды долговых расписок на предъявителя, которые в то время становятся очень популярными в Европе и Азии.
Накопив средства, тамплиеры начинают активно кредитовать различные проекты королей и феодалов. Конечно, под залог. В одно время у тамплиеров в залоге пребывала английская королевская печать. А чуть позже и королевская корона (целых 10 лет). Правда, чтобы не смущать «голубую кровь», предметы (документы) оформлялись взятыми под охрану, а не в залог. Тамплиерами, как и нынешними банками, активно используется и ипотечное кредитование. С тем лишь отличием, что зачастую процент у тамплиеров был немного ниже в этих операциях, чем у современных их последователей.
Благодаря «бедным рыцарям Христовым», Париж к XVI веку превращается в международный финансовый центр мира: на окраине города храмовники строят свой главный офис — Тампль (Храм). Но именно во Франции Орден и завершает свою историю. Король Филипп Красивый в 1307 приказывает арестовать всех тамплиеров, а имущество их конфисковать в пользу государственной (королевской) казны. Часть историков уверяет, что короля возмутила наглость рыцарей в вопросах веры (их ересь). Другие же доказывают, что верой французский король заинтересовался только после того, как задолжал крестоносцам приличную сумму И тут же напоминают, что современники величали правителя Франции Филипп Фальшивомонетчик. Уж очень нуждался в средствах король. Третьи уверяют, что Филиппу надоела независимость рыцарей, которые вели себя во Франции полноправными хозяевами.
Как бы там ни было, бесспорным является факт, что в пятницу 13-го октября 1307 года королевская стража по всей Франции начала охоту на «бедных рыцарей». Удалось арестовать (а позже и казнить) правящую верхушку храмовников. Правда, вот горы серебра, за которыми и охотился французский король (по оценкам современных историков серебра было где-то на 112 млрд современных долларовСША), пропали бесследно. Поэтому, до сих пор непонятно, кому именно число 13 принесло неудачу: рыцарям-банкирам или королю, получившему от тамплиеров только долговые расписки.