Кодекс Чести офицера
Тем, кто живет сегодня — в мире, не просто заполненном подлостью, цинизмом, ложью и прочими извращениями, а смакующем все эти мерзости — может показаться, что приведенный ниже кодекс — фейк. Выдумка… Но это — не фейк. Поверьте. Я знаю это потому, что мне посчастливилось застать моего деда, который успел побыть кадетом во времена, когда такие офицеры существовали. Мне также посчастливилось застать еще нескольких глубоких стариков, которые принадлежали к ТОМУ миру, пообщаться с ними и кое-чему попытаться у них научиться.
Это были — ДРУГИЕ люди. Принципиально другие! Только не следует впадать в заблуждение и считать, что они были другими оттого, что все они, якобы, были дворянами. Это — не соответствует действительности. Офицеры того времени были выходцами из различных слоев общества (многим, правда, по ходу службы жаловалось дворянство, как кредит доверия за достойную службу и/или подвиги). Эти люди также имели самое различное этническое происхождение. Но их всех обьединяло определенное воспитание и, как говорят сегодня — комплекс понятий. Нет, не следует, конечно, идеализировать прошлое, но, тем не менее, эти люди были, все равно, принципиально другими. Отличавшимися от массы наших современников в чем-то не меньше, чем так называемый «снежный человек». И «прогрессивное человечество» сделало очень много для того, чтобы они исчезли. Увы, теперь такие люди не задают тона, но они все еще есть. Более того, они еще остались сегодня, например, в армии той страны, где я живу сейчас.
1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!
6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.
10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.
16. Будь всегда начеку и не распускайся.
17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.
23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
26. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому.