Кажется мне, что Интернет как глобальная информационная система представляет собой некую принципиально новую и юридически девственную сущность. А раз уж я упомянул сексологическую категорию, то продолжу аналогией из этой сферы.
Есть любовный акт по взаимному согласию и к взаимному удовольствию. Есть изнасилование: один словил кайф, а другому/другой причинен ущерб. Но есть и петтинг, при котором и все цело, и взаимного удовольствия предостаточно. Есть и вуайеризм: один наслаждается, а другой/ая об этом даже не подозревает.
Вернемся в Интернет. Если владельцем информации приняты меры для ее защиты, но защита взломана — имеет место хищение, со всеми вытекающими. Информация защищена, но при определенных условиях доступна. Заплати или выполни другие требования автора, и кайфуйте оба.
И информация выложена, и пользование ею никак не лимитировано автором изначально. Как в одном фильме: «Была бы осторожна — не была бы матерью».
Информация защищена, но имеется возможность с ней некоторым образом ознакомиться: превьюшка фото, фрагмент мелодии, какие-то технические данные. Пользователю этого хватило, чтоб допетрить до остального и использовать — честь ему и никаких претензий. Нефиг перед окошком заголяться. Не думаю, что у садовника были претензии к Ньютону.
То есть мы опять приходим к уже упомянутому разными словами положению: многие думают, что-то, что не обозначено как частная собственность, может быть использовано невозбранно. Обозначил хоть как-то: «МОЁ!» — тогда предъявляй претензии. Не обозначил — утрись.
Честно говоря, меня эти вещи забавляют. Несколько раз было: получаю мэйл, в котором сказано, что некий журнал, какой-нибудь «КАЗАНЬСТАР ИНДЕПЕНДЕНТ» опубликовал Вашу фоту такую-то. Можете их привлечь за нарушение авторских прав. Да люди работу адову проделали — превратили стокилобайтовую картинку в нечто пригодное к публикации, я их благодарить должен! А мэйл — из адвокатской конторы!..
Мне припомнился старинный еврейский обычай. Когда человеку очень плохо: болезнь, несчастья — хоть в петлю, он разбрасывает деньги в людных местах, причем так, чтоб это было незаметно. Деньги подберут, кому-то от этого станет лучше. Кто помог материально — неведомо, но Господь-то все видит!
Представьте себе, что нашелся сверхчестный и дотошный, который ищет и находит владельца «потерянных» финансов. И возвращает, чтоб ему пусто было! Вывод: ничье — моё! И не замай!
Французы говорят, что в одно «Но» можно загнать весь Париж.
Все мы здесь кристально честные и порядочные. Но вот хоть тресни, а нет нужного материала в статусе «общественное достояние». Или нет времени искать: гарычо, панимаиш?!
А перед носом нужная картина, схема, текст… Print screen — и готово! И ваше дело пошло. Неужели кого-то в такой ситуации удержат высокоморальные рассуждения?
Не очень мне верится в такую толстовщину, что кругом сплошные отцы Сергии, которые вместо того чтоб насладиться любовью, оттяпают себе палец. Сам автор этого психа был весьма и весьма далек от созданного им образа. Да и пальцев надолго не хватит.
Но далеко не всем нравится чувствовать себя вором. Даже «спортивным» вором, как остроумно выразился кто-то ворующий только потому, что это трудно.
Вот случай из жизни моего доброго знакомого, умницы, отсидевшего диссидента. Он проходил психотест при устройстве на солидную должность в более чем солидную фирму.
Вопрос. «По конвейеру мимо Вас плывут деньги. Много денег. За Вами никто особо не следит, за деньгами тоже. Ваши действия?»
Знакомый ответил: «Наберу себе побольше». Потом он как-то увидел свое «личное дело». В соответствующей графе стояло: исключительная честность и порядочность.
Клянусь, чем хотите, это самая точная характеристика этого человека!
К чему я привел этот парадоксальный случай? К тому, что никакими увещеваниями, заклинаниями и паролями положение не исправить. Этика взаимоотношений внутри информационного общества должна стать другой. Измениться принципиально. И изменится! Этот процесс уже идет, общество уже беременно новыми отношениями, и они обязательно родятся.
Отношение к нормальной беременности ведь тоже разное. Кому-то тошно от уродливой фигуры, а кто-то с восторгом ждет нового человека.
Вы можете себе представить сайт «домушников-медвежатников», где бы они спокойно и по делу обсуждали приемы воровства? И сбыта краденого. И открыто предлагали друг другу фомки-отмычки или схемы отключения автомобильной сигнализации?
А вот я сайты хакеров попробовал поискать. Да на одном Мэйл их не меньше десятка. Нет такой платной штуковины, к которой не нашлось бы бесплатного «лекарства». Это раз.
Теперь два. Вас не спрашиваю, дабы не смущать. Но если бы (кстати, почему «бы»?) мне предложили заведомо краденую вещь? Я хоть и флегматик, но сто тридцать кил живого веса опасно для предлагальщика.
А вот когда я поплакался приятелю, что мне позарез нужна программка и купить её можно только оплатой через Интернет, а я боюсь давать в Сеть свою кредитку, то услышал: «Ты охренел? Ща я тебе её задаром скину». Очень ему благодарен.
И вы и я, и он, она, они знаем множество таких случаев. Это становится нормой.