Ритуалы новоселов Специалисты в области биоэнергетики утверждают: все, что нас окружает в доме, от половика у входной двери до суперсовременного телевизора, связано с нами незримыми энергетическими потоками. Любимая подушка или нелюбимая комната так же влияют на нашу жизнь, как и обожаемая дочь или тихо ненавидимая теща. Наше жилище прочно связано с нашей жизнью. Покидая старый дом и вселяясь в новый, мы как бы пересекаем некий рубеж бесприютности, когда одни связи уже оборваны, а другие еще не установлены. Вот почему, когда речь заходит о новоселье, даже очень скептически настроенные люди стараются подстраховаться. Для очитки совести, на всякий случай… А наши предки свято верили, что неукоснительное соблюдение новосельных обычаев обязательно принесет в новый дом достаток и счастье.
Когда начинали строить новую избу, самый старший в семье клал первый камень или первое бревно в основание дома и насыпал под него горсть зерна, приговаривая:
Чтоб стояла хата,
Прочно и богато,
Чтоб в ней дружно жили,
И детей растили.
А когда дом подводили под крышу, на коньке укрепляли венок из полевых цветов и еловых или березовых веток, чтобы соседи знали, что дом готов, и собирались на новоселье.
Первым по традиции в новое жилье входил старший в семье мужчина. Во-первых, потому что мужское начало связано с добрыми силами (между прочим, многие проводники на железной дороге до сих пор не пускают первой в вагон женщину и ждут, пока не появится пассажир мужского пола — чтобы в дороге никаких неприятностей не было).
Во-вторых, это было проявлением уважения к возрасту.
А в-третьих… В-третьих, вмешивалась мистика. Переезд в новый дом — начало новой жизни, а в древности считалось, что любое начинание только тогда будет удачным, когда получит благословение богов. Их полагалось умилостивить жертвой, и роль такой «жертвы» брал на себя старый человек, сообразуясь с поверьем: кто первым в новый дом войдет, тот первым и умрет в нем.
Когда на смену язычеству пришло христианство, древние традиции стали постепенно принимать менее «кровожадный» облик. Прежде всего в избу стали запускать кошку. Где-то в глубине человеческого сознания прочно поселилось убеждение, что кошки как-то связаны с нечистой силой, а «ворон ворону глаз не выклюет», и, значит, самой кошке ничего не грозит. Кроме того, хозяева полагались на мудрый кошачий инстинкт, который поможет животному выбрать самое уютное и безопасное место в новом доме. На это место хозяева ставили потом свою кровать или детскую колыбельку.
Еще одна сохранившаяся до наших дней (особенно в сельской местности) традиция — запускать в новый дом петуха и запирать его там на ночь, чтобы первыми под новой крышей ночевали не люди. Наутро петух, как ему и положено, кукарекал, чем и выгонял из необжитой еще избы нечистую силу. Потом этого петуха резали и варили из него новосельный студень. Такое вот «жертвоприношение». Интересно, что сегодня горожане, которым по нраву этот обычай, не имея под рукой живого петуха, запускают в квартиру кошку, вносят на кухню холодильник и оставляют в морозилке на ночь курицу, и лишь на следующее утро уже вселяются сами.
Однако кошки с петухами считались только первой мерой предосторожности. Главным охранителем дома всегда почитался домовой, «дедушка». В старину в ночь накануне переселения в старой избе варили в последний раз кашу в горшке, часть отсыпали на блюдечко и оставляли на столе для домового, чтобы зазвать его в новый дом. Горшок с кашей до утра держали в печи, потом тщательно укутывали, чтобы каша не остыла, и рано поутру вносили вместе с караваем хлеба и семейной иконой в новую избу. Икону вешали в красный угол, становились под ней в круг, разворачивали горшок с кашей и устраивали первую трапезу под новой крышей. А чтобы домового в новую хату перенести, забирали из старой веник. Забытый в старом жилье веник был самой что ни на есть дурной приметой для новоселов. И выбрасывать его тоже было нельзя. Когда из избы все уже было вынесено, хозяйка тщательно выметала дом, мусор сжигала, золу развеивала, чтобы по ней нельзя было навести порчу, и забирала в новую избу старый веник. Там хозяйка в первый раз выметала новый дом и только тогда сжигала старый веник, а на его место ставила новый.
Празднование новоселья, разумеется, дело вкуса. Но чаще всего его устраивают, так сказать, в два приема: сначала «для своих», а чуть позже — «для всех». На первых порах, среди коробок, ящиков и разобранной мебели устраивать большой прием довольно проблематично. Но без новоселья житья в доме не будет — домовой решит, что хозяева скупые, обидится и уйдет.
Поэтому в ближайшие выходные после переезда, несмотря на первозданный хаос, царящий в новой квартире, можно созвать самых близких друзей и устроить небольшой фуршет с пирожками, тарталетками и прочим нехитрым угощением, которое прекрасно будет себя чувствовать на одноразовой посуде. А вот когда все будет расставлено по своим местам, и хозяева, слегка пообжившись, перестанут чувствовать себя в новом доме гостями, вот тогда можно затевать гран-прием. Вообще, новосельный стол считается одним из самых демократичных: можно обойтись без белых крахмальных скатертей, хрусталя, фарфора и замысловатых блюд. Единственным непременным атрибутом стола должен быть новосельный каравай — символ благополучия и достатка в доме. По украинской традиции он украшался веточками калины или рябины и ставился в центр стола на вышитый красным и зеленым рушник (красный цвет — благополучие, зеленый — долголетие). И гости в дом должны идти не только с подарком, но и с хлебом, ну, хоть с маленькой булочкой — чтобы в новом доме добро не переводилось.