Дама с горностаем
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
При дворе Лодовико Моро Леонардо не пришлось демонстрировать свои таланты градостроителя и художника. Гораздо больше, чем живописные произведения, могущественного герцога интересовали праздники и спектакли, так что большую часть времени мастеру приходилось развлекать придворных, устраивая дворцовые увеселения. Но именно при миланском дворе появилась знаменитая картина «Дама с горностаем» — портрет возлюбленной герцога Сфорца Цецилии Галлерани.
Судя по отзывам современников, дама эта была незаурядная, объединявшая в себе красоту и ум (качества, как говорят, редко совместимые в женщинах), эрудированная, остроумная, свободно владеющая латинским языком. Ее окружали лучшие люди Милана — поэты и музыканты, политики и военные, архитекторы и живописцы. Новеллист Банделло называл Цецилию «великим светочем итальянской речи» и «современной Сафо» — да, она еще сочиняла стихи. И что немаловажно, при всех своих достоинствах и талантах, обладая высоким положением, прекрасная Цецилия сохраняла приветливый и скромный нрав. Может, именно это позволило ей сохранить свой статус при дворе даже после того, как герцог женился и охладел к былой фаворитке.
На портрете Леонардо изображена еще совсем юная девушка, с мягкими и нежными чертами, со скромной гладкой прической. Взгляд ее мечтательных глаз задумчив и устремлен куда-то вдаль. Близость острой хищной мордочки зверька к этому чистому лицу вызывает смутную тревогу и беспокойство. Горностай в данном случае выбран не случайно. С древнейших времен он считался символом чистоты и непорочности — по легенде, этот зверь предпочтет умереть, чем запачкаться, убегая от охотника через грязь. К тому же в эпоху Возрождения весьма любили играть символами и словами. Так, «горностай» — звучит по-гречески как «гале», что соотносится с фамилией Галлерани. С другой стороны, горностай являлся частью символа Лодовико Сфорца (вспомним о романтических отношениях, связывавших герцога с героиней портрета).
К сожалению, портрет дошел до нас в несколько измененном виде. Рентгенографическое исследование показало, что изначально голову девушки украшала прозрачная вуаль, изменено положение пальцев на руках, а справа вверху была дверь. Сохранились сведения, что Леонардо сотрудничал с миланским художником Амброджо ди Предисом, который, видимо, и внес эти поправки в картину. Именно поэтому лицо дамы довольно резко контрастирует с темным фоном и отсутствует даже намек на знаменитое леонардовское сфумато, что дало основания усомниться в принадлежности этого портрета кисти Леонардо. Однако тонкая моделировка лица, удивительная живость деталей, смелость ракурсов вряд ли могли быть созданы в ту эпоху кем-либо, кроме этого гения Возрождения.
Кстати сказать, через много лет после создания портрета мантуанская герцогиня Изабелла д’Эсте обратится к Цецилии с просьбой прислать ей эту работу. Разумеется, Цецилия не смогла отказать, но сопроводила портрет письмом, в котором сетовала, что между живописным образом и оригиналом не осталось более сходства. Нам не дано узнать, как время изменило черты Цецилии, но для нас она навсегда останется такой же молодой и прекрасной, какой изобразил ее великий Леонардо.