Счастливое имя
Нам, Еленам, с именем повезло. Второго такого — всеобъемлющего — пожалуй, не найти.
Пять букв заключают в себе мощь Range Rover с двигателем V8, или элитного ахалтекинца, или суперкомпьютера, созданного китайцами назло Америке. Это собрание возможностей, и если ты ими не воспользовалась, значит, никакая ты не Елена, а просто Ленка-пенка, и зря проедаешь аванс, выданный при рождении и крещении.
Такой уныло приземленный, нетипичный подвид Елены вывел в своем нашумевшем фильме режиссер Звягинцев. Кино, спору нет, отличное, но имя главной героине подобрано без ума.
Каждая Елена получает в наследство целый художественный мир. За нами — Еврипид и Тинторетто, Оффенбах и Ивлин Во… За нами Мандельштам: «Когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?»
Елена — это сразу мифы, сказки и жития.
Обратите внимание, в сказках исключительно Елена бывает и Прекрасной, и Премудрой. Хотя, если честно, — еще Василиса. Но много ли вокруг Василис? А мы ведь подтянем еще сестрицу Аленушку — тоже из наших…
У Елен несколько небесных покровительниц, главная из которых — святая равноапостольная царица. То есть родители назвали тебя в честь девчушки в платочке с шоколадной обертки, а крещена ты в честь царицы — вот какого диапазона имя.
К мощам святой Елены, в парижском храме Сен-Лё-Cен-Жиль, добраться при желании все-таки можно, не самый дальний свет. Там практически всегда пусто, и служители привыкли к курносым российским туристкам. Перед тобой открывают стеклянные двери, ты спускаешься в крипту — вас там двое. Две Елены — ты и святая. Рассказывай, плачь, жалуйся, проси — Елена никогда не оставляет мольбы без ответа. Это не красивая фраза, но факт, проверенный многолетней практикой.
Елена — царица. Настоящая царица — это, прежде всего, характер. А характер, по всей видимости, не меняется даже на небесах.
Щедрость, с которой Елена вознаграждает любые мало-мальски усилия своих земных тезок, иначе как царской не назовешь. Более того, дары эти — очень женские, подобранные с такой мудростью, с таким тактом и глубинным пониманием женской психологии (или сугубой психологии Елен?), что и благодарность в ответ рождается не коленопреклоненная, а удивленно-радостная, живая.
Наверное, так бывает у многих — Николаев, Георгиев, Александров, Ксений, Ирин, Татьян… Не знаю. Это очень личная, интимная вещь — взаимоотношения со «своим» святым. Для нас, Елен, святая равноапостольная царица — именно что своя, без кавычек. Моя Елена. Наша Елена.