Был ли русским бунт Емельяна Пугачева
28 (17) сентября 1773 года — 240 лет назад — Емельян Пугачев обнародовал свой Манифест. Началась Крестьянская война — так она называлась в советских школьных учебниках. Вот только крестьяне в ней почти не участвовали. А война, действительно, имела место. Гражданская.
Всесословность — вот главный признак гражданской войны. В любой стране и во все времена. События конца XVIII века именно таковыми и были. В столкновениях участвовали заводские мастеровые, простые солдаты, дворяне-офицеры. Правда, землепашцев почти не было, зато национальной иррегулярной конницы — сколько угодно.
Тайный грамотей
Согласно официальной версии «Made in USSR», донской казак Емельян Иванович Пугачев был неграмотным. В это верится с трудом. Младший лейтенант (хорунжий) Пугачев не носился в лаве с шашкой наголо, он занимался самой интеллектуальной на то время армейской работой. А именно — был артиллеристом. Офицером, которому положено уметь рассчитывать траектории стрельбы и разуметь прочие тонкости. Сегодня таких людей набирают из числа тех, кто в ладах с высшей математикой, тогда было чуть попроще. Но именно, что — чуть.
Армия «крестьянского» вождя активно вела и информационную войну. В 1975 году издательство «Наука» выпустило толстый том под названием «Документы Ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений». Там фигурируют 570 документов, в том числе всевозможных воззваний и прокламаций. Многие из них значатся как личное творчество экс-хорунжего.
Но Емельян Иванович оставил после себя не только примеры пиара XVIII века. Во времена Советского Союза в цейхгаузе Петропавловской крепости — Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ, имелась специальная экспозиция, посвященная конструкторским талантам Пугачева. На стенде висели чертежи некой артустановки, а рядом стояла странная пушка. «В войсках мятежников были самоходные артиллерийские установки (САУ) — своеобразные тачанки с пушками — на колесном и санном ходу. Для тех времен — просто чудо. Причем их якобы придумал сам вождь — опытный артиллерист», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории МГТУ им. Н. Э. Баумана Борис Колобов.
Артиллерия той эпохи была медлительной и неповоротливой. Пушки неспешно подвозили, заряжали, они начинали вести огонь. Потом батарею (если ее не уничтожили) долго свертывали для того, чтобы передислоцировать. САУ пугачевской армии с уже заряженными орудиями налетали, моментально разворачивались в нужную сторону, производили залп и, не вступая в контрбатарейную борьбу, отходили. Тактика середины ХХ века. Для тех лет — абсолютная фантастика. Но ведь так было…
Обманчивая простота
Бунт Пугачева породили революционные брожения в казачестве — еще один штамп советской эпохи. Да, вождь восстания был родом именно из этой среды. Но в числе казаков присутствовали всякие люди. И простой народ, и разорившиеся дворяне, и попы-расстриги. Кто его родители и почему он оказался таким образованным, очень хороший вопрос. В те годы учить детей могли себе позволить только состоятельные люди.
Вспомним «Тараса Бульбу» — глава семейства не бедствовал и мог отправить сыновей в Бурсу. Поэтому, скорее всего, г-н Пугачев — вовсе не простой казак.
Что же касается самого казачества того времени, то нужно внести ясность. Это была всесословная вольница, а места ее дислокации представляли собой своеобразные мега-«малины». Властям это надоело. Буянов отправили в «горячие точки». На Кубань — биться с воинственными горцами. И на Яик — воевать с кочевниками. «В 1730 году хан Абулхайыр принял подданство России. Вот только родственники его не поддержали. По сути, столкновения правительственных войск с вооруженными формированиями степняков продолжались еще полтора века», — объясняет заместитель директора по науке Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Надежда Пляшешник. В общем, советская идеологическая догма о революционных настроениях в казачестве, которые якобы и породили Емельяна Пугачева — не более чем сказка.
«При штурме города солдаты и казаки бились очень храбро, несмотря на тяжелое положение осажденных. В Оренбурге не было источников воды, ее приходилось доставлять из реки под огнем противника, водоносов прикрывали с бастионов. Пугачева у нас поддержало мало казаков, считанные», — говорит директор музея истории города Оренбурга Роза Чубарева.
Уроки французского
Блестящий офицер, причем обласканный начальством. По легенде во время осады Бендер он спас от смерти самого генерал-аншефа графа Петра Панина (который впоследствии и разбил его войско). Человек явно не самого простого происхождения. Отец троих детей. И этот успешный во всех отношениях господин вдруг становится врагом государства 1. На войну с ним рвется величайший полководец всех стран и народов Александр Суворов. А уж Александр Васильевич в баталиях разбирался. Видимо, осознавал опасность ситуации.
Для понимания этой опасности необходимо знать политическую обстановку в России в 1773 году. И в Европе тоже.
1762 год. Дворцовый переворот, законный правитель Петр III убит, к власти приходит Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Она же Екатерина II. Много недовольных, в том числе среди влиятельных дворян. В опале генерал-адъютант Иван Шувалов — блестящий государственный деятель, основатель Московского университета и просто умнейший человек. «Во время недолгого правления Петра III, то есть всего за шесть месяцев, его канцелярия подготовила более трех тысяч важнейших указов. Многие из которых впоследствии использовала Екатерина. Но ведь такой объем документации просто невозможно осилить за 186 дней. В действительности, готовить реформы начали заранее, а занимался этим Иван Шувалов и его сподвижники — генерал-прокурор Сената Александр Глебов и секретарь Совета императора Дмитрий Волков», — объясняет Борис Колобов. Глебова впоследствии обвинили в коррупции, Волков тоже попал в немилость.
Александр Суворов тоже зело недолюбливал узурпаторшу, потому что та подбирала людей исключительно из соображений личной преданности. Хотя интересы державы блюла.
1768 год. Начинается русско-турецкая война. Османов активно спонсирует Франция, многие капитаны султанского флота — из Генуи и других приморских городов. Италии как таковой нет.
Тот же 1768-й. Так называемая «Барская конфедерация», то есть начало польского бунта. Конфедератов поддерживают французы, не особо того стесняясь. В Польшу с деньгами и войсками отправлен генерал Шарль Дюмурье. 23 мая 1771 года в битве под Лянцкороной его разгромит граф Суворов. Такая вот русско-французская «дружба».
Англия — еще одна сверхдержава того времени, — в российские дела пока не лезет. Не до того.
Иными словами, Россия ведет войну с Францией на Черном море и в Польше. В среде дворянства брожение. Недовольство зреет и в других социальных группах.
По старому обряду
Во внутренней напряженности были виноваты сами власти. Еще Петр Первый умудрился сцепиться с силой, победить которую ему было не дано. Екатерина II продолжила гонения этих людей — старообрядцев.
Старообрядцы — надсоциальное явление, по сути, русская Camorra. Огромная организация с мощным влиянием и строгой иерархией. Более века гонений сформировали законспирированную и боеспособную структуру. Явно или тайно они держали под контролем большую часть российской торговли, им были должны многочисленные дворянские роды. На тайных скитах проживали «лихие людишки» — у организации имелись собственные боевики.
Среди указов Петра III присутствовало и решение о прекращении преследований старообрядцев. Но императора убили, а Екатерина продолжила уничтожать «двуперстников». Информация о несостоявшейся амнистии всколыхнула «беспоповцев», и власти пришлось сделать встречный шаг. 15 сентября 1763 года императрица на общей конференции Синода и Сената произнесла речь «О старообрядчестве». Но дальше этого не пошла — до 1905 года староверов продолжали считать раскольниками.
Операция «Петр III»
Столь долгое введение необходимо для того, чтобы понять, в какой именно обстановке возник «феномен Пугачева». В 1771 году отпущенный из армии домой по причине болезни хорунжий начинает странствия. Точных данных об этом нет, вернее, они недоступны. Все архивы следствия — десятки томов дела, — до сих пор «под грифом».
Тем не менее известно, что Емельян Иванович имел плотные контакты со старообрядцами, хотя сам происходил из семьи православной традиции. Пожил в Польше, с кем там общался — неизвестно. А потом объявился на Урале и внезапно издал свой Манифест. Назвавшись в нем чудесным образом спасшимся императором Петром III. Причем к тому времени у него на руках оказались подлинные штандарты голштинской гвардии покойного самодержца. Кто-то выкрал эти регалии в Санкт-Петербурге. Явно не обошлось без помощи дворянства и серьезных денег.
Сохранились свидетельства, что в штабе восставших изначально присутствовали зарубежные военспецы. Причем не какие-нибудь немцы — самые распространенные в России иностранцы, а куртуазные любители лягушачьих лапок.
Если называть вещи своими именами, то вражеская резидентура провела блестящую операцию. Воспользовалась недовольством дворян и староверов, нашла кандидатуру на роль лидера бунта, дала ему в помощь военных, снабдила знаниями, деньгами и направила куда нужно. Итог: воюющая на два фронта страна получила еще и восстание в стратегически важном регионе.
Казалось бы, парадокс. «Крестьянская война» разразилась не на землях в современных Смоленской, Рязанской или Тверской областей, где много землепашцев, а там, где оные практически отсутствуют. Вот статистика по Оренбургской губернии за 1850 год: более половины населения — «инородцы», башкиры, татары и прочие. Веком ранее, во времена Пугачева, когда переселение из Центральной России только начиналось, азиатов было в разы больше. А крестьяне практически отсутствовали.
Рядом Урал. Регион, где располагалась значительная часть «ВПК» того времени. В Оренбургском историко-краеведческом музее стоит пушка — пугачевская, подлинная. «Экспонат уникальный. Мало того, что сохранился деревянный лафет, так еще на орудии есть клеймо „Петр III“ — такие стволы лили специально для армии восставших. Этот был сделан на Ижевском заводе», — объясняет Надежда Пляшешник. Лапотные крестьяне с вилами небоеспособны, их в войске Пугачева и не было. Зато конные иррегуляры — сила. Захватываются казенные предприятия — обороноспособность страны резко падает.
Альтернативный сценарий «восстания» объясняет ряд моментов, о которых советские историки предпочитали не распространяться. Например, о дворянах, которых «крестьянский вождь» почему-то особенно не трогал. В рамках классической версии участие в бунте спецов с оборонных заводов — высокооплачиваемых профессионалов, тоже выглядит странно. Ну, и какая тут пролетарская солидарность? Мастеровые просто поддержали ставленника правящего класса и крупного капитала.
Партия господина камер-юнкера
Финансы способны пролить свет на многие вещи. Например, почему камер-юнкер Императорского двора титулярный советник Александр Пушкин вдруг бросил все и отправился в глушь заниматься историческими исследованиями. На два года он забывает о заработке денег, в которых всегда нуждался.
На работу над «Историей пугачевского бунта» вечному должнику Пушкину откуда-то поступает несколько десятков тысяч рублей. Немало. Для примера: в ценах 1830 года мука ржаная стоила от 40 до 70 копеек за пуд, пшеничная — от 1 рубля 60 копеек до 2 рублей, говядина от 2 до 3 рублей за пуд. Подмастерье получал до 20 рублей, а чернорабочий — 5−7. В год!
Получается, что кто-то нанял талантливого и дорогого литератора для проведения «журналистского расследования». Заплатив ему авансом огромные деньги.
Попытаемся вычислить заказчика, который финансировал не только поэта. «Здесь, на стенде, вы видите артефакты пугачевского восстания. В том числе медали, которыми вождь награждал сподвижников. Так вот, уже установлено, что это не подлинники, а подделки. Созданные в 30-х годах XIX века», — рассказывает Надежда Пляшешник.
Сделаем небольшое отступление в область политики. Посмотрим, какие сильные партии были при дворе Николая I. Проанглийская — бесспорно. Профранцузской после 1812 года не стало. Пронемецкой не было — до Бисмарка еще полвека, Германии как таковой не существует. Славянофилы — да, есть. Сила. Которая активизировалась еще при Екатерине. «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Легенда о граде Китеже» — обо всем этом громко заговорили на рубеже XVIII—XIX вв.еков. Да и не только. «В архитектуре начала XIX века хорошо заметны древнерусские мотивы. А ведь зодчество — прекрасное отражение тенденций в обществе», — считает Борис Колобов.
Могли ли славянофилы заказать Пушкину исследование? Запросто. Например, с целью уязвить поклонников всего европейского демонстрацией факта прямого вмешательства другого государства во внутренние дела России. Но им не дали. Политика-с… Кстати, в Оренбург Александр Сергеевич прибыл якобы просто в отпуск. Изучать местную историю. О Пугачеве в его подорожной — ни слова. А в Париж — копаться в тамошних архивах, — его потом не пустили.
Между прочим, портрет Емельяна Ивановича из его книги — «импортный». «Пушкин заказал гравюру во Франции. Потому, что в то время в России не было хороших художников», — озвучивает официальную историческую версию Роза Чубарева. Вот только эта трактовка не выдерживает критики. В то время русская художественная школа, в том числе портретная, вполне состоялась. Рокотов, Боровиковский — это вообще конец XVIII века. Потом были Кипренский, Тропинин, Брюллов и другие мастера.
Но, быть может, требовался точный портрет Пугачева? Почти фото? И поэт заказал его копию. Положим, из личного дела бунтовщика в архивах французской разведки.
Уральские клады
История пугачевского бунта — золотое дно для вдумчивого исследователя. Взять, к примеру, судьбу Салавата Юлаева — по официальной версии человека 2 в тех событиях. Отряды, которые он приводил, неоднократно пополняли обескровленную после боев с правительственными войсками армию восставших. Но башкира не казнили, а сослали на каторгу в Эстляндию. Где он спустя четверть века умер. Донесение о его смерти в 1800 году вполне рядовое. «Сего месяца 26-го числа помре каторжный невольник Салават Юлаев, о чем сим донесть честь имею», — написал комендант острога. Так о кончине особо важного государственного преступника не докладывают.
«Юлаев — национальный кадр, поэтому его и не тронули. Боялись реакции местного населения», — снова «официоз» от Розы Чубаревой. Но других-то башкир и киргизов вешали, в том числе и баев. Быть может, дело в чем-то другом? Как вариант — Салават не являлся бунтовщиком. Просто поставлял Пугачеву отряды наемников. За что и поплатился.
Деньги на наемников у Емельяна Ивановича имелись. Целая казна. О ней на Урале до сих пор ходят легенды. Якобы несколько подвод с серебром и златом куда-то исчезли. В окрестностях города Сатка есть «пугачевская» гора. Там Емельян и Салават по местному преданию зарыли клад. Ищут до сих пор.
Озеро Тургояк (Челябинская область, около города Миасс) тоже любимо кладоискателями. На одном из островов скрывался участник восстания — некто Пинаев. Остров носит его имя. К Тургояку примыкает озерцо Инышко. В нем якобы и покоится все золото бунтовщиков — несколько больших дубовых бочек с монетами. Искать их начали сразу после подавления восстания, причем на полном серьезе. Некий местный негоциант в начале XIX века подошел к делу с размахом. Суровый челябинский купчина приказал вычерпать озеро. Мужики забегали с ведрами… Но под водой оказался многометровый слой ила. Золото мятежников до сих пор покоится на дне?