Блондинка
Блондинка — персонаж не оригинальный (как и некоторые другие); это всего лишь героиня всем известных анекдотов, попавшая в Сеть. Анекдотической гиперболой он и исчерпывается: здесь нет ни глубины, ни сложности.
— Что делает блондинка, подойдя к компьютеру?
— Визжит, потому что она увидела мышь.
— Как блондинка входит в Интернет?
— С головой, так что только ноги торчат.
Можно привести еще дюжину анекдотов, и все они будут разными вариациями одного и того же сюжета. Блондинка невообразимо сексапильна и невообразимо глупа (для некоторых это синонимы) — словом, настоящая женщина по Вейнингеру и прочим женоненавистникам. Единственное, на что способна Блондинка в Интернете — это вызывать здоровый смех (см. «Польский юмор о блондинках», «Анекдоты про блондинок» и т. д.), потому что она не только не понимает, куда попала, но даже не в состоянии самостоятельно оттуда выйти.
В образе Блондинки представление о женской неполноценности по сравнению с мужчиной доведено до абсурда, что и позволяет предположить: главная функция этих анекдотов не развлекательная, а компенсационная. Неиссякаемая прелесть Блондинки заключена, вопреки поверхностному мнению, не в сексапильных формах, а в уровне интеллекта, позволяющем любому недоумку ощутить себя Эйнштейном, точно так же, как рост Эллочки-Людоедки позволял любому плюгавому субъекту ощутить себясильным и могучим мужем. Следует, правда, заметить, что даже среди любителей подобных анекдотов образ Блондинки как адекватное отражение реальности воспринимается лишь теми мужчинами, которых когда-то очень сильно обидела женщина.
Виртуальная Ведьма
Если Блондинка — персонаж комический, то Виртуальная Ведьма, как и положено существу демоническому, вызывает дрожь. С визгом проносится она темными ночами (льготный тариф) над киберпространством, хохоча и беснуясь. В отличие от случайно забравшейся в Сеть Блондинки, Ведьма обитает в ней постоянно, и, разумеется, привело ее туда отнюдь не желание приобщиться к чему-то большому и светлому (напоминаю, что нормальная женщина в Интернете не задерживается). По своей сути Ведьма — глубоко несчастное существо, у которого нет ничего — ни мужа, ни детей, ни женской привлекательности. Подобно Эдмону Дантесу из общеизвестного романа Дюма, люди или судьба обрекли ее на всеобщее отвержение, и, как и Эдмон Дантес, она превращает свою жизнь в непрерывное мщение. Мщение всей мужской части человечества, не оценившей ее по достоинству.
Не то феминистка, не то лесбиянка, не то старая дева — а может, и то, и другое, и третье одновременно, Виртуальная Ведьма страшна, агрессивна и немыслимо активна. Ее виртуальное бытие проходит в непрерывных попытках воинствующего самоутверждения. Если Дантес мстил под именем графа Монте-Кристо, то это существо за один вечер ухитряется сменить десяток ников, под которыми, шипя по-змеиному, кусает мужчин въедливыми репликами или ошарашивает публику на каком-нибудь приличном форуме диким заявлением, вроде того, что «интеллект женщины не уступает мужскому». Ведьма гадит в гестбуках, хамит мужчинам на конференциях, создает феминистские сайты, и вообще нет такой пакости, на которую она не была б способна. Особая примета: когда в какой-нибудь горячей дискуссии такому существу объясняют его подлинное предназначение «шла бы ты лучше на кухню!», то оно, вместо того чтоб бежать по указанному адресу, отвечает с неслыханной наглостью «сам дурак». (И только истинные знатоки человеческих душ знают причину такого ответа: ей просто некуда идти.)
Разумеется, женщина, живущая в Сети, не может быть чем-то иным, кроме демократической комбинации из конотопской ведьмы, засушенного в библиотеке синего чулка и фрекен Бок. Наиболее светлые умы мужского человечества давно поняли, что «женщина-интернет — это нечто вдвойне аномальное: треугольная груша, глокая куздра, механический апельсин». Следовательно, образ Виртуальной Ведьмы — не только диагноз, но и предупреждение тем неосторожным дамам, которые захотят войти в запретную зону: «не пей, Иванушка, воды, козленочком станешь»… пардон, мутируешь.
Если судить по данным некоторых исследований, Виртуальная Ведьма, пусть и в смягченном виде, представляется гораздо более реальным персонажем, чем Блондинка. Иначе разве считали бы 24% опрошенных, что женщина-пользовательница не привлекательна внешне, а 35% - что нормальную пищу ей заменяют пиво, кофе и сигареты?
Женщина-«чайник»
Из всех портретов образ женщины-«чайника» — самый реалистичный; в том плане, что он не лишен известного правдоподобия. Женщина-«чайник» — это нормальная во всех отношениях, обычная женщина, без завихрений и комплексов, дружелюбная и даже не лишенная способности к обучению («и зайца можно научить играть на барабане»). Именно потому ей трудно освоиться в Интернете, куда ее приводит, как правило, мужчина. И именно на мужчин — точнее, на самых благородных, терпеливых и безмерно снисходительных мужей — возлагается тяжкая ноша — обучать женщин азам работы в Сети. Специфический тон статей, посвященных данному вопросу, как нельзя лучше показывает, какое это нелегкое для мужчины дело — приноровиться к скромному женскому интеллекту.
«Теперь, когда вы знаете, что такое сайт, расскажу об особой группе сайтов — это всем сайтам сайты — поисковых машинах и каталогах. Пугаться не надо, каталог — это вообще просто, а поисковая машина — это тот же каталог, только он еще капризы и желания умеет исполнять. Например, вы говорите ему: „Хочу историю про любовь“. Он сразу дает множество ссылок, которые приведут вас к цели, а если через минуту вы вдруг заходите цветов и моря, он не разозлится, не скажет, что в ваших мыслях нет никакой логики, а все исполнит беспрекословно. И еще он никогда не устает. Вот такая интересная машинка.»
Снисходительное отношение к женщине-«чайнику» оправдывается не столько тем, что к женщинам вообще не стоит относиться всерьез, сколько неизменностью ее статуса: женщина-«чайник», в отличие от мужчины, навсегда остается начинающей, т.к. не в состоянии пойти дальше азов работы с Интернетом.
В конечном счете после упорных тренировок обычной женщине удается освоить премудрость пользования электронной почтой, но самостоятельно скачать и инсталлировать простейшую программ она не сможет, разумеется, никогда. Впрочем, от нее, во-первых, никто таких подвигов и не требует, а во-вторых, ей это и не нужно.
В Сети нормальная женщина ищет не информацию или халявный софт, а смысл жизни. Мужчину, то есть. Все проявления женщины-«чайника» в Сети являются лишь замаскированными попытками привлечь к себе мужское внимание. Следовательно, истинный джентльмен на реплику дамы на серьезном политическом форуме: «Я полагаю, что активизация сопротивления в Ираке неизбежна по мере углубления политических противоречий» отвечает искренне и галантно: «Да ладно вам про политику, солнышко мое, я верю, что вы умница. Вы лучше скажите, что вы делаете сегодня вечером?»
Масяня
Подобно Блондинке, Масяня — персонаж анекдотический. Это существо в стиле «унисекс» представляет собой забавную попытку убедить широкую общественность в том, что женщина-юзерша может быть практически ничем не хуже мужчины. Правда, за равенство в области технологий она платит утратой женственности. При ее виде вспоминаются пророческие слова Честертона, что если женщина когда-нибудь станет товарищем мужчины, вполне возможно, что ей по-товарищески дадут коленкой под зад. Веселая матерщинница с пятью волосками на голове, Масяня в определенном смысле является изомером Виртуальной Ведьмы — это также не «нормальная» женщина, но со знаком плюс.
Согласно признанию автора Масяни Олега Куваева, для него компьютер — живое существо, причем женского рода. Подлинная дочь киберпространства Масяня — гибрид, не то одушевленная машинка, не то механизированный человечек; в последнее время этот гибрид вроде впал в кому, но переживать по этому поводу не стоит: мутанты — они живучие.
Хакерша
Бесспорно, самым привлекательным и загадочным персонажем в нашей коллекции является Хакерша, виртуальный аналог бесстрашной Никиты. Это сексапильная красотка, чертовски ловко взламывающая сайт Пентагона, щелкая по клаве обычного ноутбука темно-синими в мелкие звездочки ногтями, и совершающая прочие невероятные вещи, недоступные сотне молодых компьютерных гениев из Силиконовой Долины.
Рожденный безумной фантазией голливудских сценаристов, этот образ явно замешан на самой древней составляющей мужского отношения к женщине — потаенном страхе перед непонятной и мощной силой. В эпоху неолита этот страх воплощался в культе Богини-Матери; в античности породил мстительных и прекрасных богинь, несущих в себе одновременно хаос и порядок, жизнь и смерть, и т. д. В эпоху виртуальных технологий хтоническое начало, якобы изначально присущее женской природе, нашло отражение в популярном персонаже боевиков и сериалов.
Нетленным воплощением образа Хакерши является Лиза в «Нирване» (1997), культовом фильме киберпанка. Там уже все сказано (т.е. показано) с исчерпывающей полнотой и красочностью, но постмодернистская культура не может без автоцитат, и виртуальная амазонка Хакерша размножилась на экране в десятках вариаций. Заполонили экран ее клоны прям-таки от Вислы до Гудзона. Это не попытка отречься от смиренной прозы, а констатация факта. Знакомый персонаж мы видим и в польском сериале «Экстрадиция», где симпатичная девочка помогает польскому клону комиссара Каталкина бороться с мировым злоv, и в уникальном по глупости американском сериале «Команда „Акапулько“», где главным специалистом по информационным технологиям является простоватая (но не глуповатая) блондинка Джоанна. (Надо полагать, образ блондинки-хакера — последний удар по остаткам мужских шовинистов и прочей нечисти в северной части западного полушария.)
О степени мифологичности Хакерши среди сетевой общественности идут вялые споры издавна — с 1997, кажется, года, когда журнал «Компьютерра» задал гамлетовский вопрос: может ли женщина быть хакером? С тех пор он периодически возрождается на провинциальных форумах, причем явно как развлечение (наподобие споров «есть ли снежный человек?»). Согласно статистике, женщин среди хакеров явное меньшинство, хотя неутомимая в желании напугать обывателя пресса и сообщает нам, что"Женщин среди хакеров все больше"