Никас Сафронов: «Искусством надо заниматься с детства»
Попав в квартиру-студию художника Никаса Сафронова, корреспонденты «Реальной школы» невольно почувствовали себя в средневековом замке. Длинные залы в готическом стиле со старинной мебелью 16−17 века, массивные дубовые стулья и панно, настоящие шпаги и мечи, медвежьи шкуры, лежащие возле камина — было полное ощущение того, что сейчас в дверь войдет средневековый рыцарь в доспехах, и галантным жестом предложит гостям сесть поближе к огню, чтобы согреться с дальней дороги.
Вскоре появился и хозяин дома — действительно, похожий на рыцаря, с длинными волосами и изящной бородкой, с немного печальными добрыми глазами.
Знаменитый художник символист-портретист, академик Российской Академии художеств, профессор, почетный доктор Лондонской Королевской Академии искусств — вот далеко неполный список всех его регалий. Никас Степанович оказался очень гостеприимным хозяином, и угостив нас разными вкусностями с чаем, лично показал свои владения (надо сказать, впечатляет, трехъярусная квартира общей площадью 1000 кв. м). Они напоминали больше музей, чем жилое помещение. Также живописец побеседовал с нами о творчестве, профессии художника, рассказал, какие сказки читает на ночь и поразмышлял о значимости православия в своей жизни.
— Никас, стоит ли становиться художником в современном мире? Ведь далеко не все профессиональные художники могут реализовать себя в профессии.
- Искусство — это то, что необходимо каждому человеку. Любой человек должен быть творческим и помимо основной работы иметь какое-то дополнительное хобби. Это разнообразит его жизнь и вызовет интерес у окружающих людей.
Это могут быть абсолютно любые виды творчества — от живописи до танцев или пения.
Но если твое увлечение становится профессией, то здесь очень важно быть настоящим профессионалом. Конечно, есть и так называемое «искусство» (перфомансы и инсталляции), которое построено больше на шоке, и которое ничего общего с настоящим искусством не имеет. Например, если взять и нарисовать белый круг, а потом десять человек скажут, что он черный, то зритель начинает в это верить. Но это псевдоискусство.
Когда искусство становится твоей профессией, то тут надо быть настоящим художником- профессионалом, а не халтурщиком. По статистике в Москве почти 275 000 художников, и к сожалению, мало кому из них удается самореализоваться. Из-за этого у многих из них возникают комплексы — это зависть, обида, неудовлетворенность, а оттуда пьянство и другие проблемы. Искусство — это в первую очередь ремесло, хорошая работа, и конечно, вдохновение. Если ты обладаешь истинным чувством восприятия нашего мира, то все получается так, как надо. Важную роль играет, конечно, и воспитание, полученное в семье.
— Пабло Пикассо как-то сказал: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Согласны ли Вы с этим утверждением?
- Пикассо имел в виду сохранение во взрослой жизни детской непосредственности. Например, я сохраняю ее тем, что читаю сказки перед сном. Это помогает мне восстанавливать дисбаланс между современной суровой реальностью и моими детскими чувствами, фантазиями, которые помогают мне реализовываться на холсте. И часто взрослые, видя мои картины, как бы заново попадают в детство.
Сохранить взрослым детство очень сложно, ведь люди с годами меняются. За навык управления фантазиями я благодарен своему школьному учителю: он говорил, что рисуя, скажем, небо, нужно видеть не просто облака, а медведей, слонов, дельфинов… И важно писать не просто пейзажи, а чтобы даже в пейзаже присутствовала интрига, загадка. Ночь, луна, вот река Куинджи: там все это есть — и тайна, и красота.
- Вы — страстный собиратель сказок со всего мира. Какая из них Ваша самая любимая, и с каким сказочным героем Вы себя отождествляете?
- Это зависит от состояния души. Я и Кот-Баюн, и Иванушка-Дурачок… Самой любимой сказки нет: у меня более тысячи книг, сказок со всего мира, и все они мне нравятся. Они философские, мудрые, и глубокие.
— Во многих Ваших работах и предметах интерьера присутствует готический стиль. Откуда такой интерес к нему?
- Интерес к готике идет у меня еще с детства, в те времена я зачитывался романами о рыцарях крестовых походов. Готика — это очень красиво, смотря на нее, ты получаешь огромное зрительное удовольствие.
На ее примере ты можешь проследить за работой великих мастеров по дереву, живописи, архитектуре, увидеть, какое значение они придавали каждой детали. Здесь, в готике, все сделано с любовью к профессии и для человека, настолько изысканно и «вкусно», что хранить такие работы у себя очень приятно. У меня целый этаж готический — чего только стоят росписи на стенах, витражи, деревянные дубовые стены, расписные потолки, и конечно, главенствующая готическая мебель — все это вызывает огромное к ней уважение и восторг. У меня стоит подлинная кровать Марии-Антуанетты, камин племянника Франциска I, готические столы, шкафы, средневековые картины. Очень важно, что все эти вещи находятся на своих местах.
— Вы активно поддерживаете молодые таланты, участвуете в разнообразных благотворительных акциях и являетесь членом жюри многих детских конкурсов, например, «Хрустальная магнолия». Что для Вас значит благотворительность, особенно детская?
- Когда ты вообще помогаешь людям, всегда необходимо сказать «Да не отсохнет рука дающего», либо в дорогу «Ангел-хранитель мой, пойдем со мной, ты впереди, я за тобой». Тогда у тебя все получается, и удача тебе сопутствует. Но, конечно, очень многое зависит от самого человека, от того, что он делает.
Вообще по жизни, если люди занимаются разрушительной деятельностью, то, в конце концов, они, а также их дети будут страдать, все отразится на их карме. Если ты совершаешь поступки, неугодные Богу, в какой-то момент он может оставить тебя без своей опеки, хотя, как мы знаем, он очень многое прощает, но плевать ему в лицо постоянно не стоит.
На данный момент я курирую две общеобразовательных школы — в Димитровграде и в Ульяновске, дружу с Домом слепых в Москве, провожу мастер-классы для детей-инвалидов, участвую в различных благотворительных аукционах, откуда деньги идут на разного рода благотворительные нужды. Также поддерживаю отношения с Солнцевской больницей в Москве, где лежат дети с различными патологиями. Стараюсь, по мере сил, сделать так, чтобы дети хоть на время отвлекались от своих физических проблем, занимались рисованием, в общем, хочу сделать их хоть немного счастливей.
— Расскажите о Вашей самой главной, самой яркой детской мечте. Она осуществилась?
- Я мечтал стать просто хорошим человеком. Еще мечтал быть благородным пиратом или космонавтом, как все. Хотел быть поваром, потому что видел часто, как некрасиво накрывают столы во время разных праздников. Хотел быть садовником, чтобы выращивать необычные красивые цветы и яблоки. Это ещё и потому, что мы в детстве лазили в колхозные сады, а в нас стреляли солью. Тогда я сказал себе: «Стану, когда вырасту садовником и буду всем бесплатно раздавать фрукты!» А еще мечтал хоть раз поехать в Москву. Тогда нам, мальчишкам из Ульяновска, казалось, что везде растут цветы, цветут яблони и казалось, что Москва — это белый город с людьми в белых костюмах и платьях.
— Лето — пора, когда школьник может посвятить себя саморазвитию. Что бы Вы порекомендовали подросткам, интересующимся искусством?
- Когда одну из великих балерин отдавали в балетную школу, ее родители спросили хореографа, с какого возраста нужно начинать учить ребенка балету. Хореограф спросил, сколько лет их дочери. Родители ответили: «Три». Тогда хореограф сказал: «Вы на три года уже опоздали».
Заниматься искусством надо с детства, с раннего возраста. Но заниматься этим процессом никогда не поздно начать. Только и здесь должна присутствовать некая неизбежность: как будто это твой последний самолет в детство. Запланировать на завтра, скажем, сходить в «Третьяковку», и ни под каким предлогом этого не отменять.
А еще хорошо сходить в кино. Советую просмотреть старые фильмы, сейчас можно найти кинотеатры, где их показывают, например, «Иллюзион». Можно даже, если ты этого пока не любишь, а скорее всего не понимаешь, сходить на балет, в оперетту. Или сделать что-нибудь полезное по дому, помочь родителям или другу.
Нужно все время что-то пробовать, открывать для себя и все время меняться, но всегда в лучшую сторону. Вначале это может быть как лекарство: кажется невкусным, но чем дальше, тем больше пользы ты ощущаешь. А в конце ты не можешь жить без этого. И это позже станет твоим кредо, и всё, что ты делаешь, нужно делать творчески, с энтузиазмом.