Иванов Михаил Филиппович — русский живописец, график. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1891−1900) у И. Е. Репина.
Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Работал как пейзажист, создавал жанровые картины на крестьянские темы.
После Октябрьской революции обратился к производственным темам, темам новой советской истории и быта. Занимался журнальной графикой.
Художник родился в поселке Мшага Новгородской губернии и хорошо знал жизнь северян. Неспроста он, обучаясь в Императорской академии художеств, написал картину «Ответа жду», богатую этнографическими подробностями.
На этой картине мы видим молодую пару, которая стоит возле деревянной ограды.
Парень с ожиданием смотрит на девушку, явно желая что-то от неё услышать. Она не спешить говорить и смущённо смотри вниз, теребя в руках травинку.
Судя по названию картины, парень ждёт от девушки ответа. Вероятно, он влюблён и рассказал подруге о своих чувствах. А теперь хочет знать, взаимны ли они.
Только вот девушка не готова сейчас отвечать. Она явно не хочет, чтобы её торопили, ей нужно время для размышлений.
Но паренёк не готов ждать. Он нетерпеливо смотрит на возлюбленную и желает услышать ответ прямо сейчас.
Художник заведомо сделал свидание незаконченным, чтобы дать зрителю возможность самому решить, чем же завершится разговор.
Иванов сделал картину очень трогательной и романтичной, тщательно расписав при этом особенности деревенской жизни.
Мы может заметить, что герои сюжета очень молоды, но руки у них несоразмерно большие, натруженные. Этим автор хотел показать, что, несмотря на свою юность, парень с девушкой с детства занимаются тяжёлой физической работой.
Эта картина — кладезь информации для этнографа: посмотрите как тщательно Иванов зарисовал одежду героев. Причем, в деталях,
тветствующих поморским традициям того времени!
На девушке тёмный сарафан с яркой красной каймой, пёстрый платок завязан узлом у подбородка.
На юноше кумачовая косоворотка, поверх неё накинут балахон из грубого холста — ряднины. На голове у помора картуз, на ногах — лапти.
Такие наряды явно не предназначены для работы, поэтому действие происходит в какой-то праздник или просто воскресный день.
Обуты оба героя в лапти, которые были в то время традиционной крестьянской обувью. Они кажутся очень громоздкими и нелепыми на ногах худых и юных крестьян, особенно на девушке.
Однако другая обувь в то время была для этого социального слоя большой редкостью.
За спиной молодых можно разглядеть довольно бедные избы, которые говорят о нелёгкой жизни крестьян и об их нужде. Кругом цветут летние травы и цветы. Одну травинку можно разглядеть в руках у девушки, которую та закусила от смущения.
Лицо парня очень напряжённое. Он очень боится услышать отказ, но в то же время надеется на положительный ответ. Его правая рука висит в воздухе так, словно он хочет тронуть девушку, но опасается это сделать.
Вся картина наполнена светом, надеждой, духом романтизма и первой влюблённости. Она очень напоминает полотно Жюля Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь», которое была написана в 1882 году. На нём также молодой человек пытается признаться в чувствах своей возлюбленной.
Возможно, Иванов был знаком с этой картиной, которая в то время висела в Третьяковской галерее, и вдохновился ей, создав собственную русскую версию деревенской любовной истории.
Картину Михаила Иванова «Ответа жду» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств «Художественная культура Русского Севера».