Владимир Маковский — выдающийся русский художник, представитель реализма, известный своими жанровыми сценами и глубокой психологией своих персонажей. Его работа «Оптимист и пессимист», написанная в 1893 году, является ярким примером его таланта и умения передать сложные человеческие эмоции и взаимоотношения.
Немногие из нас могут с первого взгляда на незнакомого человека с уверенностью сказать оптимист он или пессимист. Тем более удивительным представляется мастерство Владимира Егоровича Маковского, который умел создать на полотне персонажа, по внешнему облику которого, по мелким, но точно найденным деталям, по выражению лица, позе, взгляду зритель сразу понимал характер, темперамент, особенности мировосприятия этого героя.
Жанрово-бытовая живопись, в которой Маковский был особенно силён, предоставляла ему широчайшие возможности для психологического портрета.
Его картины — крошечные эпизоды из повседневной жизни, мимо которых мы проходим, не замечая. Но мгновенье, остановленное и зафиксированное на полотне настоящим мастером, заставляет вглядеться в персонажей, задуматься, вникнуть в их характер, прочувствовать их эмоции.
***
Два немолодых человека сидят на скамейке, стоящей где-то вдалеке от домов и оживлённых улиц. Возможно, это место предназначено для гуляния и отдыха горожан. Возможно, оно выглядит привлекательно в тёплое время года.
Но на картине не то осень, не то ранняя весна.
Обнажённые молодые деревца качают голыми ветвями на фоне безрадостного серого, затянутого плотным слоем дождевых облаков неба. На голой земле лежат жёлтые, красные и бурые листочки. Кое-где видна зелёная травка, но рядом с ними — островки белого снега. За фигурами персонажей словно через лёгкую дымку видны очертания домов, заборы, церковные купола. Пейзаж, окружающий героев поистине безНациональный художественный музей Республики Беларусьрадостен и уныл.
Однако это не мешает мужчине в светло-сером сюртуке сохранять хорошее расположение духа. Художник изобразил своего оптимиста сидящим на лавочке прямо, уверенно. Он смотрит на зрителя прищуренными глазами и слегка улыбается. В уголке его рта зажита папироска.
Обе руки старик положил на рукоять трости. В его позе чувствуется динамика, внутренняя энергия. Кажется, он в любой момент готов встать и отправиться по своим делам.
Внешний вид мужчины вовсе не благообразен, он не кажется человеком обеспеченным, живущем в достатке. К его седой бороде и выбивающимся из-под шапки волосам давно не прикасалась рука парикмахера. Да и сама шапка никак не гармонирует с белой рубашкой, галстуком-бабочкой и чёрным жилетом.
Сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, брюки лоснятся на коленях, к ножке лавочки старик прислонил плетёную из лыка торбу, уже старую, с дырами, с торчащими во все стороны полосками лыка. Сумка ветхая и рваная, но она чем-то плотно набита. Возможно, в этом и заключается источник хорошего настроения героя. Кажется, перед нами бывший чиновник, ещё сохранивший привычки прошлой жизни, но уже не придающий им значения.
Его сосед по скамейке, по всей видимости, находится в таком же положении. Его одежда изобличает в нём чиновника, а небритость, ощущение неухоженности в облике говорят о том, что его лучшие дни позади. Он сидит, нарочито развернувшись спиной к излучающему оптимизм соседу.
В отличие от него, принявшего свой образ жизни и научившегося получать от неё удовольствие, «пессимист» не видит в своём существовании ничего радостного. Весь его облик (склонённая голова, опущенные плечи, грустный взгляд поверх сползшего пенсне) излучает уныние.
Интересно, что «пессимист» одет в чёрное пальто, в то время как «оптимист» своё пальто снял и положил на спинку скамейки. Он словно ждёт тепла и солнца, а «пессимист» готовится к худшему.
Ещё одна деталь — стопка книг возле грустного, задумчивого мужчины. Зачем Маковский счёл необходимым добавить её? Это отсылка к известному изречению Соломона «Во многой мудрости много печали, и умножающий знание, умножает скорбь»?
Или художник показал, что ответ на свои вопросы человек может найти в книгах? Или этой деталью усугубил одиночество своего персонажа, намекнув, что, кроме книг, ему не с кем общаться?
Оптимизм связывается с ожиданием удачи и успешных свершений, тогда как пессимизм превращает каждое событие в источник тревоги и беспокойства.
***
«Оптимист и пессимист» — это глубокое и многогранное произведение, которое заставляет зрителя задуматься о своем собственном восприятии мира и о важности позитивного мышления. Маковский создал не просто портрет двух людей, а философское послание, актуальное и сегодня.
В наши дни картину «Оптимист и пессимист» активно рассматривают в контексте психологии и философии. Исследователи пытаются понять, как взгляды на жизнь влияют на здоровье и психологическое состояние человека. Оптимизм часто связывается с позитивным образом жизни и его влиянием на психическое здоровье, тогда как пессимизм может быть источником стресса и негативного восприятия действительности.
Подход к изучению таких вопросов через призму искусства открывает новые горизонты понимания человеческой природы.
Картина Маковского становится одной из метафор и поп-культурных символов для иллюстрации борьбы между надеждой и отчаянием.
Оригинал картины хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.