Христианство и коммунизм весьма близки духовно и идеологически. Это довольно известное умозаключение, которого придерживались многие мыслители — от Томаса Мора до Льва Толстого. Но мало кто знает, что первое в мире государство с признаками социализма было создано в Парагвае на основе католических идей иезуитов еще до создания Марксом своего учения.
Произошло это в начале XIX века в бывшей южноамериканской колонии Испании — Парагвае. У этой территории весьма любопытная и не характерная для большинства заморских приобретений Испании история. Первые колонизаторы высадились здесь в 30-х годах XVI века, а с начала XVII столетия в Парагвае стали основывать поселения испанские иезуиты. Надо сказать, что «Общество Иисуса» — иезуитский монашеский орден — в католической церкви занимал то же примерно место, что в СССР — Комитет Государственной безопасности. Иезуиты имели собственные учебные заведения с весьма высокими критериями отбора, выявляли инакомыслящих и еретиков внутри церкви, осуществляли расследования и карали по решению церковного суда, проводили агрессивную миссионерскую политику, вели сбор данных в интересах церкви, вербовали политиков и государственных деятелей… Иезуиты были высокообразованными и волевыми людьми с самостоятельным мышлением и способностью принимать ответственные решения без дополнительных консультаций. Таковыми, кстати, остались и до сих пор.
Так вот, в Парагвае иезуиты основали уникальное теократическое государство. Его основой стали институты империи Инков, племена местных индейцев и идеи христианства. Эта была первая попытка построения справедливого общества без частной собственности с приоритетом общественного блага и главенстве коллектива над личностью. Индейцы сменили кочевой образ жизни на оседлый, основой экономики стало земледелие и скотоводство, начали развиваться ремесла и мануфактуры. Монахи приобщали индейцев к основам европейской материальной и духовной культуры. Практически триединая задача построения социализма, сформулированная почти двести лет спустя классиками марксизма-ленинизма. Поселения процветали, а индейцы были практически независимы от метрополии. Это, понятно, не нравилось тогдашним глобализаторам и в результате четырехлетней войны (17541758 годов) объединенные испано-португальские войска разгромили теократов. Иезуиты были изгнаны из всех испанских владений в Южной Америке, индейцы стали возвращаться к прежнему образу жизни.
Однако социалистические идеи иезуитов не были забыты. Через пятьдесят лет испанская колониальная империя развалилась. В 1811 году Парагвай провозгласил независимость. Во главе страны встал адвокат Хосе Франсия, который правил до 1840 года. В стране была провозглашена политика автаркии (ориентация на собственные ресурсы с тем, чтобы минимально зависеть от внешнеэкономических факторов), проведено изъятие в общественную собственность монастырских земель и имущества, практически полностью ликвидирована преступность.
Франсия частично возродил идеи иезуитов, но без явной религиозной подоплеки. В основе экономики лежал общественный труд и мелкое предпринимательство (союз трудовых классов и мелкой буржуазии, у нас за это ратовали эсеры времен Великой Октябрьской социалистической революции). Были введены совершенно немыслимые для начала XIX века общественные льготы: бесплатное образование, бесплатная медицина, низкие налоги и социальные продовольственные фонды. Итогом стало создание крепкой государственной промышленности. Парагвай стал наиболее динамично развивающимся и обеспеченным государством Южной Америки. Была ликвидирована бедность, а довольно большое количество состоятельных людей вполне бесконфликтно интегрирована в общество.
После смерти Франсия в 1840 году к власти пришел его племянник Карлос Лопес. Он провел ряд либеральных реформ, открыл доступ иностранцам, укрепил обороноспособность страны, создал речной флот и реорганизовал армию. Лопес умер в 1862 году, оставив страну сыну Франсиско Лопесу. При нем Парагвай достиг пика процветания. Численность населения возросла до 1,3 миллиона человек, была построена первая железная дорога. В стране начали развиваться сталелитейная, текстильная, бумажная отрасли промышленности, построены типографии, организовано производство пороха и судостроение. Были построены пороховые и артиллерийские заводы.
К опыту Парагвая начали присматриваться в соседнем Уругвае, имеющем выход к морю. Через его порты шел основной торговый грузопоток Парагвая. Возникла реальная возможность объединения двух государств, а дальше процесс мог вовлечь другие страны Южной Америки.
В полном соответствии с возникшей чуть позже теорией классовой борьбы Маркса, буржуазия объединилась, чтобы уничтожить материальное воплощение социалистических идей. Бразилия оккупировала уругвайский порт Монтевидео и поставила во главе Уругвая марионетку. Чуть позже был заключен тройственный союз между Аргентиной, Уругваем и Бразилией и вспыхнула война. На начальном этапе мобильная и патриотическая армия Парагвая одержала ряд побед, захватив, в частности, несколько бразильских городов и фортов. Однако ресурсные потенциалы воюющих сторон были несопоставимы, к тому же тройственный союз получил беспроцентные займы лондонских банкирских домов Н. М. Ротшильда и братьев Бэрингс.
После ряда кровопролитных сражений, в которых парагвайские солдаты демонстрировали бесстрашие и героизм, армия была разгромлена. Даже дети принимали участие в сражениях, в память об их героизме в современном Парагвае отмечается День ребенка 16 августа. В сражениях, схватках, актах геноцида полегло 90 процентов мужского населения Парагвая. К 1871 году из более, чем 1,3 миллиона населения осталось около 220 тысяч. Парагвай был полностью разорен и отброшен на обочину мирового развития. Так закончилась история социалистического государства, основанного на идеях иезуитов. Первого, но далеко не последнего в мировой истории.