Один знакомый мне мужчина случайно узнал, что его одногруппник не просто стал успешным бизнесменом, но и возглавил какой-то список самых удачливых и знаменитых. Замечательная новость, правда? Для того парня. Но не для моего знакомого, который вдруг почувствовал себя застрявшим на старте неудачником-бегуном на дорожке успеха, в то время как другие уже триумфально финишировали
А расскажу-ка я сегодня про самоценность.
Самоценность — это та система отношений с самим собой, которая про понимание баланса своих возможностей и ограничений и про безусловное принятие самого себя таким, какой есть. А еще про способность опираться на себя, свой жизненный опыт, черты характера и уважение к своей личности. Самоценность — это про разрешение себе ошибаться, про умение определять свои потребности и слышать свои желания без опоры на мнения других.
И иногда самоценность путают с самооценкой, но это не одно и то же. В чем отличие? В наполнении смыслом. Лозунг самоценности — «Я достоин», а девиз самооценки — «Мне надо быть лучше».
Не существует в этом мире того разочарования, запускающего сомнения в нашей самоценности, которое не базировалось бы на наших фантазмах. Пусть не осознаваемых, но крепко окопавшихся в глубинах нашего бессознательного.
Соседка по лестничной клетке может быть самой обычной, начальник самым справедливым, а бывший одногруппник самым трудолюбивым работоголиком на земле, но наши фантазмы превращают их, по меньшей мере, в стерву, тирана и того, кому просто сказочно везет в этой жизни. Странно звучит, правда? Но как не крути, наши собственные фантазмы соблазняют нас на негативные эмоции только в той степени, в которой содержится преувеличенная версия нашей личной истории, взрощенная на самоценности, самооценке и нашей психической реальности. Воображаемое всегда предшествует реальному, а не наоборот. Прежде чем чей-то успех станет для нас предметом чьего-то большого труда, знаний и нашего уважения, он является тем фантазмом, который про «просто повезло» или про «нужное время и нужное место». И на фоне вопроса «а где же я?» превращается в то загадочное место, откуда вдруг выпрыгивает зависть и куда проваливаются наши собственные успехи и достижения.
Карл Роджерс, один из создателей гуманистической психологии, считал, что у каждого человека есть тот внутренний образ себя, который зовется «Эго-идеалом». И он представляет собой гремучий коктейль из наших фантазмов, реальных и желаемых качеств и всего того, чего мы хотели бы чтобы другие люди видели в нас. Мы все стремимся к своему «Эго-идеалу», отраженному в восхищенных глазах нашего окружения. И то, что попадает в спектр нашего «Эго-идеала», выпячиваясь и выпирая в других, подрывает нашу уверенность в себе, обрушивает нашу самооценку, не бережно заполняет наше душевное пространство непрошеными мыслями о нашей малоценности и форматирует наше самоощущение.
Как быть с ощущением затапливающей малоценности на фоне чужих успехов? Попробовать ее «поисследовать». Для начала нужно разобраться, какая часть этого чужого успеха заставила ощутить свою никчемность или слабость: деньги, признание, популярность, независимость, статус? А потом честно ответить на главный вопрос: почему вы считаете, что вам это не по плечу? Готово? Ну, а дальше дело техники и действий по «починке» собственной самоценности на базе рецепта чужого успеха, но с собственными ингредиентами… Вот так…
Клинический психолог