Творчество Исаака Левитана — новый шаг в развитии русской пейзажной живописи.
Ученик Саврасова и Поленова, он был одним из самых талантливых живописцев Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Художник уже с первых своих полотен «заговорил» о мире природы на языке чувств и настроений. За непродолжительную творческую биографию, охватывающую два десятилетия, Левитан, вслед за своими учителями, продолжил целое направление в русской пейзажной живописи, став одним из основоположников «пейзажа-настроения».
Размышления Левитана о русской природе с ее «божественным нечто, разлитым повсюду», как нельзя лучше выражены в картине «Вечерний звон».
Полотно стало своего рода продолжением разработки художником пейзажного мотива «Тихой обители» (1890, Государственная Третьяковская галерея), однако сюжет и композиция подверглись значительным изменениям.
Левитан изображает пространство более панорамно, предоставляя возможность взгляду зрителя обозревать обширные берега, лесные дали, изгиб реки, завернувшей за мыс, на котором стоит монастырь.
Выраженное в названии духовное содержание картины подчеркнуто особым состоянием природы — предзакатным солнцем, золотящим своими лучами кроны деревьев, плывущими словно под колокольный звон облаками. Сияющая белизна стен монастыря, безмятежность глади воды сообщают пейзажу умиротворение, гармонию, погружая зрителя в задумчивость, почти молитвенное состояние.
«Вероятно, через час раздастся благовест — о, как я люблю эти минуты, минуты, говорящие о жизни правды, говорящие не о фактическом воскресении, а о торжестве истины» — эти строки из письма Левитана созвучны «Вечернему звону», одному из самых задушевных пейзажей в русской живописи.
Это полотно, заключившее в себе образ России, ее природу и духовную мощь, было представлено в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.