Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Поленов - картина «Заросший пруд»

В работе над пейзажем «Заросший пруд» Василий Поленов использовал этюды, привезенные им в 1877 году из дачной местности Петрушки под Киевом, где он побывал, навещая родителей — Марию и Дмитрия Поленовых.

Написана картина была летом 1878 года, когда художник жил в снятой им квартире во флигеле усадьбы Олсуфьева, расположенной на Девичьем поле в Хамовниках.
Ее достопримечательностью являлся огромный сад, спускающийся к Москва-реке. В этой живописной усадьбе, которая была, по словам Поленова, как «какой-то волшебный сон», хорошо работалось.

Композиция «Заросшего пруда» сложно построена в соответствии с принципами параллельных живописных планов.
Пейзаж выполнен в сдержанной красочной гамме тончайше разработанной и продуманной до малейших нюансов, благодаря которой приобрел законченный картинный образ.
В нем заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам.
Ярко-зеленая солнечная лужайка, с ромашками на первом плане, соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев.

Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается небо с белыми облаками. Оно выступает контрастом темным деревьям парка. Разнообразие пейзажа, неожиданные сочетания светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи.

В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение.
Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром, словно служащим ей надежным убежищем.
Лирика пейзажного мотива становится более явственной, благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу.
Для образа женщины на скамье позировала Вера Хрущева (1844−1881), любимая сестра художника.

Один из критиков «Московских ведомостей» писал о картине: «Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде…
В картине этой опять сказался романтик.
Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова… такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».

Картина «Заросший пруд» была впервые показана Поленовым на 7-ой выставке Товарищества передвижников в 1879 году.

Опубликовала    17 авг 2024
2 комментария

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024