В работе над пейзажем «Заросший пруд» Василий Поленов использовал этюды, привезенные им в 1877 году из дачной местности Петрушки под Киевом, где он побывал, навещая родителей — Марию и Дмитрия Поленовых.
Написана картина была летом 1878 года, когда художник жил в снятой им квартире во флигеле усадьбы Олсуфьева, расположенной на Девичьем поле в Хамовниках.
Ее достопримечательностью являлся огромный сад, спускающийся к Москва-реке. В этой живописной усадьбе, которая была, по словам Поленова, как «какой-то волшебный сон», хорошо работалось.
Композиция «Заросшего пруда» сложно построена в соответствии с принципами параллельных живописных планов.
Пейзаж выполнен в сдержанной красочной гамме тончайше разработанной и продуманной до малейших нюансов, благодаря которой приобрел законченный картинный образ.
В нем заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам.
Ярко-зеленая солнечная лужайка, с ромашками на первом плане, соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев.
Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается небо с белыми облаками. Оно выступает контрастом темным деревьям парка. Разнообразие пейзажа, неожиданные сочетания светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи.
В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение.
Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром, словно служащим ей надежным убежищем.
Лирика пейзажного мотива становится более явственной, благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу.
Для образа женщины на скамье позировала Вера Хрущева (1844−1881), любимая сестра художника.
Один из критиков «Московских ведомостей» писал о картине: «Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде…
В картине этой опять сказался романтик.
Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова… такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».
Картина «Заросший пруд» была впервые показана Поленовым на 7-ой выставке Товарищества передвижников в 1879 году.