«Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, — его душу, его очарование» — писал о художнике Михаил Нестеров.
Левитану суждено было стать основоположником нового направления в русской пейзажной живописи — «пейзажа-настроения».
Созданные им образы природы пронизаны желанием выразить «божественное нечто, разлитое повсюду», — их музыкальные ассоциации колеблются от звонких, пронзительных, мажорных нот до симфоний настоящей скорби и тоски от неотвратимости хода времени, всепоглощающей стихии.
Картина «Березовая роща» является одним из примеров обращения художника к импрессионистическим приемам живописи.
Аромат солнечного дня, шелест березовых листьев, прохлада изумрудной травы в тени деревьев — такой удивительной осязательности достигает мастер в этой работе.
Вибрирующим мазком кисти мастер передает малейшие цветовые градации в изображении зелени берез, их белоснежных стволов, лучей солнца.
«Березовая роща» Левитана представляет собой будто выхваченный случайно «кадр» из жизни природы. Это сообщает полотну жизненность, вовлекая зрителя в дышащее свежим летним воздухом царство природы.