В 1870-е и 1880-е годы у русских художников наиболее излюбленной стала тема о крестьянской жизни. Особенно ярко она воплотилась в творчестве Василия Максимова.
В 1875 году художник показал на IV выставке Товарищества передвижников многофигурную картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», которую приобрел П.М. Третьяков.
Автор долго трудился над полотном, поселившись в деревне Чернавино Санкт-Петербургской губернии, превратив свою избу в мастерскую. Сюжетом для произведения послужил красочный свадебный обряд, который сохранился с древних пор в крестьянских семьях и свидетелем которого неоднократно был сам художник.
Жанровую сцену из обычной жизни живописец преподносит возвышенно, как в эпических повествованиях, близких к фольклору.
С другой стороны, мастер заостряет внимание на вошедшее в сознание простого народа двоеверие, когда христианская вера соседствовала с язычеством.
Максимов с проникновенным чувством изображает всех персонажей, присутствующих на крестьянской свадьбе, давая почти каждому из них яркую положительную характеристику, тем самым воспевая устоявшийся веками порядок Домостроя, когда жених с невестой сочетаются браком «всегда по воле родителей, которые без их ведома улаживают дело».
Сразу же обращает на себя внимание молодая супружеская пара. Невеста с целомудренным и нежным лицом, как подобало в древности, одета в красный наряд, цвет которого служил символом плодородия. Таким же трогательным и юным предстает жених.
Оба они вынужденно поднялись от брачной трапезы, а вместе с ними еще несколько человек, и застыли в страхе при виде незваного гостя — старика-колдуна, вошедшего без церемонии в празднично убранную избу. По контрасту с чистотой и невинностью молодоженов он представлен в старом, грязном, заснеженном тулупе и шапке, с напряженным лицом и цепким взглядом.
По древним поверьям, подобные ему люди, обладающие магическими способностями, могли нанести порчу и большие несчастья. Избежать горя, как считалось в преданиях, можно было подношениями: деньгами или хорошей едой, тем самым его задобрив. Максимов как раз изображает на полотне момент из подобной суеверной практики.
Несмотря на присутствие в помещении священника, пожилая женщина с хлебом и солью устремляется к пришельцу, намерения которого не совсем ясны.
Все персонажи картины, не только жених и невеста, но и выразительные старики, старухи, балалаечник и, разумеется, зловещий колдун, писались с местных жителей.
По поводу изображенных в картине типов с жаром восклицал критик В.В. Стасов: «Какая чудная полу-христианская, полу-языческая сцена г. Максимова „Приход колдуна на свадьбу“, эта картина - шедевр характеров и выражений, что за живая и полная значительности сцена, вырванная прямо из недр России».
В 1878 году за полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» (1876) Василий Максимов был удостоен звания академика.