Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Максимов - картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

В 1870-е и 1880-е годы у русских художников наиболее излюбленной стала тема о крестьянской жизни. Особенно ярко она воплотилась в творчестве Василия Максимова.

В 1875 году художник показал на IV выставке Товарищества передвижников многофигурную картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», которую приобрел П.М. Третьяков.

Автор долго трудился над полотном, поселившись в деревне Чернавино Санкт-Петербургской губернии, превратив свою избу в мастерскую. Сюжетом для произведения послужил красочный свадебный обряд, который сохранился с древних пор в крестьянских семьях и свидетелем которого неоднократно был сам художник.

Жанровую сцену из обычной жизни живописец преподносит возвышенно, как в эпических повествованиях, близких к фольклору.
С другой стороны, мастер заостряет внимание на вошедшее в сознание простого народа двоеверие, когда христианская вера соседствовала с язычеством.

Максимов с проникновенным чувством изображает всех персонажей, присутствующих на крестьянской свадьбе, давая почти каждому из них яркую положительную характеристику, тем самым воспевая устоявшийся веками порядок Домостроя, когда жених с невестой сочетаются браком «всегда по воле родителей, которые без их ведома улаживают дело».

Сразу же обращает на себя внимание молодая супружеская пара. Невеста с целомудренным и нежным лицом, как подобало в древности, одета в красный наряд, цвет которого служил символом плодородия. Таким же трогательным и юным предстает жених.
Оба они вынужденно поднялись от брачной трапезы, а вместе с ними еще несколько человек, и застыли в страхе при виде незваного гостя — старика-колдуна, вошедшего без церемонии в празднично убранную избу. По контрасту с чистотой и невинностью молодоженов он представлен в старом, грязном, заснеженном тулупе и шапке, с напряженным лицом и цепким взглядом.
По древним поверьям, подобные ему люди, обладающие магическими способностями, могли нанести порчу и большие несчастья. Избежать горя, как считалось в преданиях, можно было подношениями: деньгами или хорошей едой, тем самым его задобрив. Максимов как раз изображает на полотне момент из подобной суеверной практики.
Несмотря на присутствие в помещении священника, пожилая женщина с хлебом и солью устремляется к пришельцу, намерения которого не совсем ясны.

Все персонажи картины, не только жених и невеста, но и выразительные старики, старухи, балалаечник и, разумеется, зловещий колдун, писались с местных жителей.

По поводу изображенных в картине типов с жаром восклицал критик В.В. Стасов: «Какая чудная полу-христианская, полу-языческая сцена г. Максимова „Приход колдуна на свадьбу“, эта картина - шедевр характеров и выражений, что за живая и полная значительности сцена, вырванная прямо из недр России».

В 1878 году за полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» (1876) Василий Максимов был удостоен звания академика.

Опубликовала    11 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Без вдохновения я даже кушать не могу, — наверное во мне рождается Великий художник или писатель.

Для тех, у кого есть чувство юмора

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  16 янв 2019

Никакой художник не дорисует нашу жизнь, пока кисть в наших руках.

© Seventeensky 541
Опубликовала  пиктограмма женщины7teensky  12 сен 2023

Мой мольберт с чистым холстом вселяет тайную надежду — знать свою картину жизни я ещё не изваял!

Философия жизни ...

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  12 мар 2021

Анатолий Зверев и Оксана Асеева: «Старуха, я тебя люблю!»

В конце 1960-х в Москве по улице Горького шли два не очень трезвых художника: Дмитрий Плавинский и Анатолий Зверев. Внезапно Плавинский предложил: «Давай зайдем в гости к Асеевой!» И уже через несколько минут нежданные гости сидели за накрытым столом: хрусталь, столовое серебро, дорогие закуски. В доме антикварная мебель, хорошая библиотека, живопись в солидных рамах. Но 37-летний Зверев, одетый в какие-то лохмотья, ничуть не смущен тем, насколько его внешний вид контрастирует с обстановкой: он,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  14 мая 2018

Мы вольны рисовать жизнь и по этим рисункам судят о нас.

Мы все по-разному рисуем свою жизнь.
Кто-то делает только набросок карандашом, кто-то рисует сразу кистью.
Первое приходит на ум: один из художников нерешителен. А может не так?

Опубликовала  пиктограмма женщиныВалентина Захарова  24 июн 2022