Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Максимов - картина «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

В 1870-е и 1880-е годы у русских художников наиболее излюбленной стала тема о крестьянской жизни. Особенно ярко она воплотилась в творчестве Василия Максимова.

В 1875 году художник показал на IV выставке Товарищества передвижников многофигурную картину «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», которую приобрел П.М. Третьяков.

Автор долго трудился над полотном, поселившись в деревне Чернавино Санкт-Петербургской губернии, превратив свою избу в мастерскую. Сюжетом для произведения послужил красочный свадебный обряд, который сохранился с древних пор в крестьянских семьях и свидетелем которого неоднократно был сам художник.

Жанровую сцену из обычной жизни живописец преподносит возвышенно, как в эпических повествованиях, близких к фольклору.
С другой стороны, мастер заостряет внимание на вошедшее в сознание простого народа двоеверие, когда христианская вера соседствовала с язычеством.

Максимов с проникновенным чувством изображает всех персонажей, присутствующих на крестьянской свадьбе, давая почти каждому из них яркую положительную характеристику, тем самым воспевая устоявшийся веками порядок Домостроя, когда жених с невестой сочетаются браком «всегда по воле родителей, которые без их ведома улаживают дело».

Сразу же обращает на себя внимание молодая супружеская пара. Невеста с целомудренным и нежным лицом, как подобало в древности, одета в красный наряд, цвет которого служил символом плодородия. Таким же трогательным и юным предстает жених.
Оба они вынужденно поднялись от брачной трапезы, а вместе с ними еще несколько человек, и застыли в страхе при виде незваного гостя — старика-колдуна, вошедшего без церемонии в празднично убранную избу. По контрасту с чистотой и невинностью молодоженов он представлен в старом, грязном, заснеженном тулупе и шапке, с напряженным лицом и цепким взглядом.
По древним поверьям, подобные ему люди, обладающие магическими способностями, могли нанести порчу и большие несчастья. Избежать горя, как считалось в преданиях, можно было подношениями: деньгами или хорошей едой, тем самым его задобрив. Максимов как раз изображает на полотне момент из подобной суеверной практики.
Несмотря на присутствие в помещении священника, пожилая женщина с хлебом и солью устремляется к пришельцу, намерения которого не совсем ясны.

Все персонажи картины, не только жених и невеста, но и выразительные старики, старухи, балалаечник и, разумеется, зловещий колдун, писались с местных жителей.

По поводу изображенных в картине типов с жаром восклицал критик В.В. Стасов: «Какая чудная полу-христианская, полу-языческая сцена г. Максимова „Приход колдуна на свадьбу“, эта картина - шедевр характеров и выражений, что за живая и полная значительности сцена, вырванная прямо из недр России».

В 1878 году за полотно «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» (1876) Василий Максимов был удостоен звания академика.

Опубликовала    11 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Исаак Левитан - картина "Большая вода"

Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.

«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.

Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, ис…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  17 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024