Написанная в середине ХIХ века эта небольшая картина открывала новые пути для развития исторического жанра в русском искусстве. Создавший ее художник выделялся разносторонними и глубокими историческими познаниями.
Он блестяще закончил Царскосельский лицей, где когда-то учился А.С.Пушкин. Слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета, изучал древние и восточные языки.
В середине века менялись методы изучения истории, бурно развивались археология, изучение архивов, летописей, всевозможных исторических документов, старинных предметов быта. В разных слоях русского общества пробуждался широкий интерес к отечественной истории, к ее мельчайшим деталям.
Картина Шварца написана под влиянием трудов историка Ивана Егоровича Забелина, особенно его статей о поездках русских цариц на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.
В отличие от мастеров исторического жанра предшествующей эпохи, Шварц не обращается к великому событию и не создает грандиозного полотна. Он превращает исторический жанр в историко-бытовой, показывая эпизод из частной жизни царской семьи XVII века: дальнюю поездку на богомолье в Великий Пост.
Прихотливо извиваясь по разбитой оттепелью дороге, из глубины навстречу зрителю тянется поезд — вереница карет и повозок, скользящих на санных полозьях.
Можно догадаться, что нарядные кареты везут царицу и ее родню, а простые возки — свиту, слуг и необходимые в путешествии вещи.
Но все, что происходит в возках и каретах, скрыто от глаз зрителя: видна лишь конная охрана, гарцующая навстречу зрителю.
Прошлое явлено словно в легком тумане, и «причиной» тому служат не только облачная погода и влажные испарения подтаявшего снега. Художник даже не уточняет, какую именно из жен царя Алексея Михайловича везет карета: первую — Марию Ильиничну Милославскую, или вторую — Наталью Кирилловну Нарышкину, мать Петра Первого.
Хотя в картине немало исторических деталей, важнее — аромат давно ушедшего прошлого, его чарующая красота, его атмосфера.
И еще — неуловимая связь прошлого с настоящим.
Вокруг царицыного поезда — извечная, неизменная русская природа.
И забытая в снегах придорожная деревня с деревянной церковью и избами, крытыми соломой — такой же была она в XVII веке, такой же оставалась во времена Шварца, и в наши дни множество таких же деревень по всей России стоят в придорожных снегах.
«Весенний поезд» — одна из последних картин Шварца и, возможно, лучшее его произведение. Открытая Шварцем поэзия старинной повседневности предвещала искания художников будущего поколения — конца столетия, так называемого «серебряного века».