Большаки и большухи русской деревни начала ХХ века.
В русской народной речи существуют слова, отдельно называющие разные возрастные классы мужчин и женщин. Эти слова обозначали не физический возраст, вернее не только его, но целую область правил, представлений и отношений, которые подразумевались за таким определением.
В отношении мужчин:
— парень (от рождения до женитьбы),
— мужик (от женитьбы до самостоятельного хозяйствования),
— сам, хозяин, большак (с момента обретения собственного дома и хозяйства и до смерти).
Бобыль — одинокий старший мужчина, по какой-то причине не имевший семьи и детей, например — отставной солдат. Этот статус был экономически и социально ущербным: земельные наделы выделялась на количество мужских душ в семье. Отсутствие земли и семьи определяло низкий «моральный» статус бобыля среди прочих мужиков-хозяев. Поэтому практически всегда бобыли имели какое-то ещё занятие — плетение корзин или сетей, промысел, ремесло, кроме работы на земле, поскольку её малое количество не могло его прокормить. Знание ремесла, а также, зачастую и ворожбы, — компенсационная тактика бобылей.
Женские возрастные определения таковы:
— девка/девушка (от рождения до замужества),
— молодка/молодая (от замужества до первого ребёнка или до первой дочери),
— баба (замужняя женщина, но не хозяйка в доме),
— большуха, хозяйка «сама».
Большухой женщина становилась при выходе мужа на большину, смерти свекрови или же — когда свекровь передавала большину одной из невесток в случае своей физической немощи. Тогда большаком оставался свёкр, а хозяйкой — жена старшего сына. Большаками и большухами становились тогда, когда семья выделялась в отдельное хозяйство.
Пребывание в том или иной статусе предполагало определённую сеть горизонтальных и вертикальных отношений с другими членами сообщества, определённые имущественные правила, определённые «должностные обязанности».
Горизонтальные отношения — отношения договора и конкуренции. Парни бьются за престиж — «честь» и «славу». Этот престиж определяется лихостью и отвагой личного поведения, тогда парень признается «атаманом» своей «ватаги» (парней одной деревни), а также групповой доблестью в битве шатии на шатию.
Важно и то, что «парни», неженатые мужчины, не имели никакой собственности. Любая их добыча могла быть преобразована только в «справу» — его символический капитал. К справе относились — одежда, средство передвижения, оружие, предметы личного обихода.
Отношения групп парней и девок также состязательны. На кону — «честь». Задача девиц состояла в сохранении своей «чести» до брака, задача парней — стяжание «мужской чести», которая определялась количеством любовных связей.
Итак, главные черты поведения «парня» — удаль, риск, превращение добытых средств в символический, а не экономический капитал, множественность любовных связей. А также, что очень важно, отсутствие персональной ответственности за что-либо или кого-либо. Оценивающей группой для парня были своя ватага и девки. Но также — мужики деревни, потому что с раннего возраста мальчики и парни принимали участие в общих мужских работах, оценка старших мужчин была для них исключительно важна.
Вертикальные отношения — парни подчиняются матерям-большухам, причём как своим, так и чужим. Они выходили из-под власти матерей после свадьбы. Старшим мужчинам они подчинялись вплоть до самостоятельного выхода на большину.
Социальной задачей молодого мужчины-мужика было завоевание признания в среде мужиков, дабы постепенно быть принятым в состав деревенского схода.
Сход — коллегиальный управляющий орган деревни, состоявший из хозяев-мужчин. Важно понять и характер психологических отношений внутри этой группы. «Парни» одного поколения, одной «ватаги», обретая с возрастом в статус хозяев, остаются «парнями» друг для друга. Их объединяет общее прошлое — гульба, драки, призыв. У старших мужчин — отцов — они учатся ответственности и принятию решений. В мужских местах и в мужском общении — на рыболовном промысле, артельных работах, строительстве, в банях и на пивных праздниках — они набирают хозяйственный и социальный опыт.
Отцы-большаки несли полную ответственность перед миром — государственной властью и общиной — за поведение всех членов своей семьи, а также за материальное состояние семьи.
Иначе разворачивалась история вертикали отношений женщин. В дореволюционной деревне девочка взрослела в семье. Её социализация начиналась со вступлением в «малую беседу» (собрания девочек-подростков 11−12 лет), а позже — в «большую беседу» (собрания девушек брачного возраста).
Женщина набирала свой социальный авторитет посредством той семьи, в которую она входила, вступая в брак.
Бывают беседы, что и прясть собираются специально. Только девки собираются. А парни так, иногда посидеть заходили. Бывало, что и женщина пряли с девками. А девки больше полотенца вышивали, скатерти вязали. А старухи, дак эти прядут, да ткут. Девки не ткали — не умели. Этим занимались сами хозяйки.
Учились ткать у женщин, которые «снуют». Молодые не умеют, выйдут замуж, так свекровка покажет. Научит, как сновать (учат после свадьбы). А если свекровка молодая, так она сама будет ткать. Ткать начинают, когда свекровка состарится. Раньше старики были в почёте — хозяевами были. Уж если не может делать свекровь, только тогда дети учились. Свекровь и печку топит, и ребёнка в зыбке качает, а молодые работают. А за стол садятся — первую ложку отец хлебнёт, а затем — остальные.
И, также как парни одного поколения оставались «парнями» друг для друга, женщины одного поколения (одной беседы) — оставались «девчатами» друг для друга.
Но отношения между возросшими до статуса хозяек «девчатами» существенно отличались от мужских: они были конкурентными. «Все топоры вместе, а грабли — врозь» — говорит пословица о мужских и женских отношениях в деревне.
Оценивающей группой женщины был её «род». А родом для женщины была не её собственная семья, а та семья, в которую она вошла, вступив в брак. В деревне невестка получала хозяйствование от свекрови, и от неё же — большинство необходимых для этого навыков. Её защитой перед властью свекрови был муж. Традиционная свадьба была ритуалом, который в том числе разрывал отношения подчинения между матерью и сыном. Их отношения становились равными — они оба подчинялись отцу. В случае развода или смерти мужа, крестьянка никогда не возвращалась в дом родителей.
На попечении большухи — дом, скот и дети (и собственные, и дети сыновей — внуки). Состоятельность большухи оценивал большак — муж, свёкр или сын. Критерии оценки — здоровье семьи и скота, в том числе — и защита от магических чар «завидующих соседок». Успешность большухи — мир между членами семьи, рациональная организация быта, запасов, одежды. И в том числе — организация всех семейных ритуалов: календарных праздников, на которых гостят «по семьям», поминок, свадеб, проводов в армию.
Большаки заботятся как о семейном благе, так и о благе социальном: сход отвечает перед властями за сбор налогов, распределение земли, отправку на военную службу и пр. Условием благополучия общины было разумное и компетентное поведение домохозяев.
Характер ответственности распределялся следующим образом. Парень отвечает за себя и за свою «шатию» перед отцами и матерями общины. Девушка отвечает за свою «честь» перед родителями. Женатый мужчина отвечает за свою работу перед сходом и за себя и свою жену — перед отцом и «обчеством». Хозяйка была подотчётна большаку и только, сфера её ответственности — семья-дом.