Любовь Алексеевна Кулунчакова мать Куприна, имела древние ордынские корни.
«Отец очень гордился своим татарским происхождением по материнской линии. — писала дочь Куприна, Ксения Александровна.
— Он считал, что основоположником их рода был татарский князь Кулунчак, пришедший на Русь в XV веке в числе приверженцев казанского царевича Касима — брата казанского царевича Махмубека…
Несколько поколений Кулунчаковых жили в Касимове. Во второй половине XVII века прадеду Александра Ивановича были пожалованы поместья в Наровчатском уезде Пензенской губернии. Согласно семейным преданиям, разорение предков произошло из-за буйных нравов, расточительного образа жизни и пьянства».
Гордость Куприна своим происхождением от татарских князей передалась ему от матери, Любови Алексеевны.
С детства он слушал семейные предания «о прекрасном прапрадедовском конном заводе», о «бабушкиных великолепных имениях, деревне Щербаковке и селе Зубове, проигранных и прокученных буйными предками».
В конце XVIII века род Кулунчаковых был внесён в родословной книги дворянства Пензенской губернии.
Часто выходцы из татарской знати женились на русских. Матерью Л. А. Куприной была русская дворянка Е. Г. Александровская. Отец — Алексей Николаевич Кулунчаков служил в канцелярии города Наровчата.
Родители дали ей хорошее домашнее образование. Но обедневшие князья Кулунчаковы не могли дать дочери хорошего приданого. Поэтому в 1859 году 16-летнюю княжну выдали замуж за мелкого чиновника — секретаря мирового судьи в Наровчате, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна.
В августе 1870 года в семье Куприных родился здоровый крепкий мальчик, будущий писатель. Рождение сына Александра мать приняла как подарок небес.
Через год после этого радостного события внезапно скончался от холеры отец семейства.
В 31 год вдова с тремя малолетними детьми осталась в тяжёлом материальном положении. Всё, что у неё было, это два маленьких имения, не приносящие дохода.
После смерти мужа Любовь Алексеевна переехала в Москву. Там Кулунчакова развила активную деятельность. Используя своё аристократическое происхождение, она сумела добиться бесплатного обучения для дочерей.
Выполнив свой первый долг перед дочерьми, Любовь Алексеевна вместе с маленьким Сашей поселилась во Вдовьем доме на Кудринской площади и устроилась работать домашним учителем музыки и русского языка. Несомненно, она сама занималась первоначальным образованием сына.
В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году.
В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию.
Во время каникул вся семья уезжала в своё пензенское имение. В воспоминаниях Куприна это были самые счастливые дни его детства.
Мать — дальновидный стратег — просчитывала каждый свой шаг. Судьба детей зависела только от её решительных действий. Она была авторитарной, жёсткой матерью, не позволяла никакого проявления слабости, жалости ни к себе, ни к детям. Куприн-ребёнок почитал мать как «верховное существо». У Любови Алексеевны были грандиозные планы по поводу будущего сына. Она мечтала, чтобы Александр восстановил былое величие княжеское рода Кулунчаковых.
В 12 лет Александр написал свои первые рассказы, посвященные матери. С 1887 года он уже славился среди студентов как поэт и хороший рассказчик.
В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» был напечатан первый рассказ Александра, за что в училище его посадили на двое суток в карцер. Будущий офицер, по мнению начальства, не должен заниматься писательством.
Позже писатель вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в размере десяти рублей (по тем временам большая сумма), на радостях купил матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом предков»).
Многим исследователям до сих пор не понятно, почему, выдав замуж дочерей, Любовь Алексеевна не переехала жить к одной из них и до конца дней своих оставалась во Вдовьем доме. Известно, что дочь Зинаида проживала с мужем в Коломне, в собственном доме. А Софья с семьёй — в Сергиевом Посаде, где, по воспоминанием внука Л. А. Куприной, «мы занимали тогда большую квартиру — целый этаж в обширном деревянном доме. Писателю, приезжавшему к старшей сестре, отводилась одна из лучших комнат, выходившая окнами в тенистый липовый сад».
Сам Куприн так объяснял своей невесте, почему его мать остаётся во Вдовьем доме: «У неё очень энергичный и властный характер… Не подумайте, что это какая-нибудь богадельня или приют для нищих старух. Таких домов только два. Здесь живут дворянки-вдовы».
Возможно, первой причиной, по которой Любовь Алексеевна оставалась во Вдовьем доме, была её мечта жить вместе с сыном. Женитьба Александра на Марии Давыдовой, дочери владелицы издательства «Мир Божий», стала одним из самых счастливых событий в её жизни, так как это приближало исполнение её заветной мечты.
Мать благословила молодых иконой Александра Невского, той самой, которая была заказана при рождении Куприна.
После свадьбы сына Любовь Алексеевна стала подолгу жить в его семье. Правда, поскольку писатель долгое время не имел собственного дома и вёл кочевой образ жизни, она путешествовала вместе с ним.
В 1906 году А. И. Куприн забрал мать из Москвы и вместе с женой и маленькой дочерью поселился в усадьбе Ф. Д. Батюшкова, в селе Даниловское Новгородской губернии.
Любовь Алексеевна обожала свою невестку и первую дочь Александра — внучку Лидию (Люлюшеньку). Мария Карловна быстро нашла общий язык со свекровью.
Они были похожи по характеру; обе были сильными целеустремленными натурами. Мать и жена не просто мечтали, но и многое сделали, чтобы Александр Куприн стал знаменитым писателем.
Любовь Алексеевна тяжело переживала уход Александра из семьи. Она долго не хотела признавать его вторую жену Елизавету Гейнрих и свою внучку Ксению, рождённую в новом браке.
В 1909 году писатель сделал попытку сблизить двух своих самых любимых женщин — мать и вторую жену. Ради сына, приступившего к написанию романа «Яма», Любовь Алексеевна согласилась приехать к нему в Житомир. Там вместе с его новой семьёй она провела всё лето. Правда, отношения между свекровью и невесткой не стали ни теплее, ни ближе. Осенью мать Куприна вновь вернулась в Москву, во Вдовий дом.
Вторая причина, по которой Любовь Алексеевну тянуло в это богоугодное заведение, — это страстное желание быть полезной сыну. Мать Куприна специально сохраняла и сама оплачивала место во Вдовьем доме, чтобы записывать «тамошний фольклор», истории вдов-аристократок, проживающих в нём, изучать их характеры, наблюдать за привычками, взаимоотношениями с родственниками и посетителями, — создавать и давать сыну уже готовые сюжеты — основу его будущих рассказов.
Не случайно особая примета раннего творчества Куприна, принёсшая ему мировую известность, была «сочная бытопись». Как известно, писатель был хорошим психологом. Свои наблюдения человеческих характеров он перенёс в литературу, чем обогатил и украсил её.
Любовь Алексеевна была Гениальной матерью, верным соратником сына и его самым строгим критиком.
Мать Куприна обладала высоким интеллектом, увлекалась театром, любила книги и следила за событиями общественной жизни. «Все политические и литературные движения России она переживала, всегда становясь на сторону нового, молодого», она неизменно оставалась «современным человеком», — говорил о ней Куприн. Любовь Алексеевна имела тонкое эстетическое чутьё и прекрасно знала живой разговорный язык.
По единодушному мнению исследователей именно мать, княжна Любовь Кулунчакова, оказала огромное влияние не только на раннее творчество Александра Куприна, но и на всю его жизнь.
На протяжении всей жизни авторитет матери в глазах сына был непоколебим. По словам писателя, даже в унылой обстановке Вдовьего дома Любовь Алексеевна сохранила властность, подчеркивая своё княжеское происхождение.
Л. А. Куприна умерла 14 июня 1910 года в Москве в возрасте более семидесяти лет. После смерти матери писатель в беседе с журналистом так говорил о Любови Алексеевне: «Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, она непременно выскажет своё мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только она брала такие слова?! Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».
Часто и с гордостью он упоминал о Любови Алексеевне в своих произведениях и в частных письмах. У шестидесятилетнего Куприна образ матери по-прежнему вызывал восторженные признания. В романе «Юнкера» мать Александрова называется не иначе, как «обожаемая».
В своих поздних произведениях писатель создал бессмертный образ княжны Любови Алексеевны Кулунчаковой — «мудрой матери», «татарской княжны».