Александра Ассиер родилась в Санкт-Петербурге, в семье Андрея Михайловича Ассиера, француза по отцу и немца по матери.
В семнадцатилетнем возрасте Андрей Михайлович был «выписан» из Дрездена для преподавания немецкого и французского языков для Петербургского Артиллерийского и Инженерного корпуса.
В 1800 году он женился на дочери дьякона Екатерине Михайловне Поповой. После женитьбы Андрей Михайлович стал стремительно продвигаться по карьерной лестнице. К моменту выхода в отставку он был чиновником по особым поручениям при Министерстве финансов, получил два ордена, множество наград и владел тремя домами в Петербурге.
В семье Андрея Михайловича Ассиера и Екатерины Михайловны родилось четверо детей, два сына и две дочери. Александра, будущая мать композитора, родившаяся в 1812 году, была самой младшей.
Когда Сашеньке исполнилось три года, умерла ее мама. Андрей Михайлович в скором времени привел в дом мачеху, а детей от первого брака определил в различные учебные заведения. Александру поместил в Училище Женских сирот, впоследствии переименованное в Патриотический Институт.
Это училище было одним из лучших в Петербурге. В нем преподавали замечательные педагоги, в том числе известный в литературных кругах
П. А. Плетнев, — тот, кому Александр Пушкин посвятил «Евгения Онегина».
Александра хорошо играла на фортепиано и обладала приятным голосом.
После окончания училища, октябре 1833 года, Александру выдали замуж за Илью Чайковского, вдовца, который был старше ее почти на 20 лет.
В этом браке родилось семеро детей: Николай, Петр, Александр, Ипполит, близнецы Модест и Анатолий (первая девочка умерла сразу после родов).
Основу их счастливого брака составляли взаимное уважение и понимание внутреннего мира друг друга — не случайно их дети сохранили на всю жизнь память о родительском доме, его атмосфере счастья и уюта.
Влияние Александры Андреевны на супруга было большим, он подчинялся ей во всем, что не было связано с его службой. Однако ум, природный такт и уважение к Илье Петровичу помогали ей делать это влияние незаметным для окружающих.
Мать являлась центром притяжения семьи, ее обожали дети и муж.
Молодая, деятельная, сильная, талантливый педагог и организатор Александра Андреевна часто устраивала в доме музыкальные вечера, костюмированные балы и любительские спектакли. Дети принимали в этом активное участие. Собственно ради детей она и создавала особую домашнюю атмосферу, пронизанную высоким духом культуры и искусства.
Второй сын, будущий великий композитор, родился 25 апреля 1840 года. «Явился он на свет слабеньким, с каким-то странным нарывом на левом виске, который был удачно оперирован вскоре после рождения».
Именно с матерью маленький Петр прошел первые шаги своего музыкального образования, она показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано. Впоследствии композитор признавался, что не может слушать без слез романс Алябьева «Соловей», так как его мелодия связана в его воображении с пением горячо им любимой, так рано ушедшей из жизни матери.
В семье Чайковских игрой на музыкальных инструментах занимались все дети.
Когда Петруше было три года, мать впервые подвела его к роялю и с этого момента она начала обучать нотной грамоте и игре на фортепиано.
В четыре года он уже написал свою первую пьесу на стихи старшей сестры «Наша мама в Петербурге».
В скором времени для Пети пригласили преподавательницу, пианистку Марию Марковну Пальчикову, которая занималась с ним три года.
В это время Пётр начинает записывать в нотные тетради свои собственные сочинения.
Воспитываясь на классической литературе, маленький композитор писал стихи и прозаические сочинения, преимущественно на темы божественные и патриотические.
По воспоминаниям Модеста Ильича, мать несомненно особо выделяла второго сына из всех детей. Она называла Петю «своим сокровищем», «золотом» и «жемчужиной семьи».
Чайковский помнил всю жизнь, что никого так не любил, как свою маму. С такой полнотой и чистотой, какие были в этой любви, ему больше уже никогда не довелось любить. Он боготворил даже землю, по которой она ступала. И это не преувеличение. Привыкнув к её ласкам и заботам, он долго не мог свыкнуться с казенными порядками учебного заведения. Письма мальчика полны такого страдания и такой страстной тоски, что читать их равнодушно невозможно.
Незадолго до окончания училища Чайковский перенес тяжелейший удар, оставивший неизгладимый след в его душе — Александра Андреевна скоропостижно скончалась от холеры. Для Петра это была настоящая трагедия, от которой он так и не оправился. Даже через много лет уже знаменитый композитор всё также тосковал по матери.
В памяти Чайковского образ матери сохранился в виде высокой, немного полной женщины, с чудным взглядом и необыкновенно красивыми маленькими руками.
После смерти матери Петр Ильич стал заботиться о младших братьях. Модест Чайковский был лучшим либреттистом старшего брата.
В музее-усадьбе П. И. Чайковского в Воткинске можно увидеть и услышать тот самый рояль «WIRTH», ценность которого заключается в том, что он связан с памятью о матери — Александре Андреевне Чайковской. Неудивительно, что одно из первых своих музыкальных произведений П. И. Чайковский создал за этим роялем. Это был романс для голоса на стих поэта А. Фета. Романс был написан в 1857—1858 годах, получил название «Мой гений, мой ангел, мой друг», и был посвящен памяти матери. В сущности, всей своей музыкой Петр Чайковский говорил о самом дорогом для него: о своих близких, о родине и, конечно же, о своей матери, возвышенный образ которой ни на минуту не покидал его в течение всей жизни.